Изучение станков-автоматов и полуавтоматов, автоматических линий и многооперационных станков в курсе «Металлорежущие станки»: Методические указания, страница 4

При изучении основных понятий и определений помимо учебной литературы могут использоваться и другие литературные источники, например, /5,13-15,23,27/.

Изучив основные понятия и определения автоматов и автоматических линий, студенту для самопроверки рекомендуется ответить на следующие контрольные вопросы:

1)  что такое автомат, полуавтомат, станок с ЧПУ, многооперационный станок, автоматическая линия? Дать определения.

2)   С чем связано развитие автоматизации станков, основные этапы автоматизации?

3)  Кто и когда изобрел первую в мире автоматическую линию из станков действующего производства?

4)  Что общего и в чем различие в структуре отдельного автомата и автоматической линии?

Рис.1

Рис.3

2. Как рассматривать социальные аспекты автоматизации

разбираться в вопросах автоматизации производства следует с учетом экономических и социальных факторов. В связи с этим рекомендуется продумать следующие вопросы: Как называется характер труда человека при внедрении автоматов? Социальные последствия автоматизации при социализме и капитализме. Что говорится в материалах ХХУI съезда КПСС, других партийных документах по вопросам автоматизации производства?

Для ответа на эти вопросы нужно использовать знания, полученные в курсах общественных наук, материалы ХХУI съезда КПСС, лекции по металлорежущим станкам, литературу /5,11/ и др.

Надо проследить, как изменялась роль человека с развитием машинного производства. Рабочая машина заменила человека в процессе непосредственного изготовления продукта. По мере усовершенствования машин сокращалось время участия человека в обслуживании этих машин. Постепенное вытеснение ручного труда за счет передачи его функций механизмам представляет собой процесс механизации производства. Повышение степени оснащения производства машинами и механизмами, использование их на всех стадиях изготовления изделия обеспечивает комплексную компенсацию.

Когда машине передаются и функции управления, можно уже говорить об автоматизации производства. Понятно, что при этом изменяются и функции человека: он теперь лишь обслуживает машины, является наладчиком. Автоматизация создает условия для облегчения труда, для увеличения свободного времени, для уменьшения доли физического труда и увеличению доли умственного (инженерного) по проектированию автоматов; да и труд наладчика содержит больше творческих элементов по сравнению с трудом рабочего. Однако создание условий для решения труда еще не есть сами изменения. И здесь следует рассмотреть социальные последствия автоматизации в различных социальных системах.

Из курсов общественных наук студенту известно, что марксизм-ленинизм принципиально отвергает концепции «технологического детерминизма», согласно которым изменения в технологическом базисе производства сами по себе автоматически, независимо от характера экономического строя вызывают определенные социальные последствия. Это совершенно не так. Социальные последствия научно-технического прогресса прямо зависят от экономического строя общества. Еще К.Маркс при анализе машин и условий их капиталистического применения считал, что машина сама по себе, т.е. вне социальных условий ее применения, сокращает рабочее время, облегчает труд, увеличивает общественное богатство. Однако, капиталистическое применение машин приводит к удлинению рабочего дня, усилению эксплуатации рабочих, способствует обогащению не общества, а класса буржуазии /1/.

Иные последствия внедрения автоматов и автоматических линий при социализме. В целях неуклонного подъема материального и культурного уровня жизни народа ХХУI съезда КПСС поставил задачу обеспечить дальнейший социальный и экономический прогресс общества. Партия рассматривает социально-экономическую и научно-техническую политику в неразрывном единстве. Студенту уже известно из курсов общественных наук, что путь решения поставленных съездом задач - повышение эффективности производства, а это зависит в свою очередь от темпов научно-технического прогресса. Обратившись к материалам ХХУI съезда КПСС студент может прочитать конкретные указания партии по развитию автоматизации. Поставлена задача обеспечить: ускоренное развитие производства комплексов металлообрабатывающего оборудования, оснащенных автоматическими манипуляторами; значительное увеличение выпуска металлообрабатывающих станков с числовым программным управлением, особенно многооперационных с автоматической сменой инструментов; автоматических линий для машиностроения и металлообработки, в том числе переналаживаемых /3/. Вопросы автоматизации производства, внедрении промышленных роботов, сокращения ручного труда поднимались и в речи Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова на июньском (1983 г.) пленуме ЦК КПСС /4/ .