Планирование инноваций на малых и средних промышленных предприятиях

Страницы работы

Содержание работы

ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ



АНДРЕЙМЕЛЕДИН

ассистент кафедры менеджмента Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


603950, г. НижнийНовгород, ул. БольшаяПокровская, 60 те!есИп@таИ.ги

ключевые слова: инновации, стратегическое планирование, малые и средние промыш­ленные предприятия

Определениеосновныхнаправленийразвитияпредприятия - содержаниепланиро­вания

Внедрениеновыхвидовпродукциистановитсянаиболеезначимымнаправлением стратегиикомпаний

' Внастоящеевремястратегическоепланированиестановитсяправиломдлямалых предприятийстрансразвитойрыночнойэкономикой


Современный рынок малых и средних предприятий (МСП) - это место, где подвергаются конкурентной проверке не столько предлагаемые продукты малых предприятий, сколько система планирования, способность кредит­ных институтов систематически изу­чать рыночную ситуацию, делать пра­вильные выводы из потока деловой информации и на этой основе прини­мать тщательно обдуманные решения. Планирование присуще всем сферам деятельности МСП - инновационной, производственной, маркетингу. Оно осуществляется как на уровне пред-


приятия в целом, так и на уровне от­дельных подразделений, охватывает различные временные периоды: стра­тегическое (перспективное) - три-пять лет, оперативное (текущее) - до одного года.

Содержание планирования как функции управления коммерческим учреждением состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития деятельности предприятия с учетом материальных источников его обеспечения и спро­са на рынке. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей


11



развития МСП и их каждого подраз­деления в отдельности на установлен­ный период: определение хозяйствен­ных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реали­зации; выявление материальных, тру­довых и финансовых ресурсов, необ­ходимых для решения поставленных задач.

В условиях обострившейся конку­рентной борьбы за клиентов, рынки сбыта продукции малые предпри­ятия в последнее время стали уделять главное внимание инновационной де­ятельности. В частности, разработка и внедрение новых видов продукции становятся наиболее значимыми на­правлениями стратегии, так как опре­деляют развитие предприятия.

Инновационная политика в МСП предполагает [1]:

разработку планов и программ ин­новационной деятельности;

наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

рассмотрение проектов по созда­нию новых продуктов;

проведение единой инновационной политики;

выделение финансовых и матери­альных ресурсов на инновационные программы;

создание целевых групп для комп­лексного решения инновационных за­дач.

В практике план обычно разраба­тывается на трех-пятилетний период в зависимости от положения коммер­ческого предприятия на рынке, глуби­ны нововведений и является неотъем­лемой составной частью его страте­гического плана. Чем более новатор­скими являются действия МСП, тем дальше находится идея инновации от рынка и тем более продолжительный период охватывает план.


Как свидетельствует зарубежный опыт, предприятие не может сущес­твовать на рынке продолжительное время, если его управление не претер­певает коренных изменений. В насто­ящее время наметилась тенденция к сокращению данного периода [2]. Это во многом и определяет временные рамки планирования. В наших услови­ях ввиду быстрых и значительных из­менений, происходящих в стране и, в частности, в области МСП, если пред­приятие хочет создать конкурентоспо­собную продукцию, сроки планирова­ния должны зависеть от цикличности обновления товаров и услуг на рынке конкурентов и перестройки ими мето­дов управления.

Некоторые руководители российс­ких малых предприятий ошибочно по­лагают, что сейчас нет необходимости в разработке долгосрочных программ, поскольку малое предприятие не в состоянии вовремя адекватно отре­агировать на изменения ситуации на рынке и обществе в целом. С их точ­ки зрения, стратегия российского ма­лого предприятия - это обобщенная концепция его целей и средств, пос­тоянно уточняемая под воздействием внешней среды, а не детально разра­ботанная программа экономической деятельности.

Западный опыт подтверждает, что реально оценить деятельность МСП можно не по результатам выполне­ния текущей, месячной, квартальной и годовой программы, а по вкладу в практическую реализацию заданий их стратегических планов. Однако в России немногие МСП имеют или раз­рабатывают свои стратегические про­граммы. Хорошо разработанная стра­тегическая программа дает малому предприятию уверенность на опреде­ленный период в будущем. Внедрение


стратегического планирования, стра­тегического маркетинга, контроллинга и других инструментов стратегическо­го менеджмента - объективная необ­ходимость для российских малых и средних промышленных предприятий.

Похожие материалы

Информация о работе