ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
АНДРЕЙМЕЛЕДИН
ассистент кафедры менеджмента Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
603950, г. НижнийНовгород, ул. БольшаяПокровская, 60 те!есИп@таИ.ги
ключевые слова: инновации, стратегическое планирование, малые и средние промышленные предприятия
• Определениеосновныхнаправленийразвитияпредприятия - содержаниепланирования
' Внедрениеновыхвидовпродукциистановитсянаиболеезначимымнаправлением стратегиикомпаний
' Внастоящеевремястратегическоепланированиестановитсяправиломдлямалых предприятийстрансразвитойрыночнойэкономикой
Современный рынок малых и средних предприятий (МСП) - это место, где подвергаются конкурентной проверке не столько предлагаемые продукты малых предприятий, сколько система планирования, способность кредитных институтов систематически изучать рыночную ситуацию, делать правильные выводы из потока деловой информации и на этой основе принимать тщательно обдуманные решения. Планирование присуще всем сферам деятельности МСП - инновационной, производственной, маркетингу. Оно осуществляется как на уровне пред-
приятия в целом, так и на уровне отдельных подразделений, охватывает различные временные периоды: стратегическое (перспективное) - три-пять лет, оперативное (текущее) - до одного года.
Содержание планирования как функции управления коммерческим учреждением состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития деятельности предприятия с учетом материальных источников его обеспечения и спроса на рынке. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей
11 |
развития МСП и их каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
В условиях обострившейся конкурентной борьбы за клиентов, рынки сбыта продукции малые предприятия в последнее время стали уделять главное внимание инновационной деятельности. В частности, разработка и внедрение новых видов продукции становятся наиболее значимыми направлениями стратегии, так как определяют развитие предприятия.
Инновационная политика в МСП предполагает [1]:
разработку планов и программ инновационной деятельности;
наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
рассмотрение проектов по созданию новых продуктов;
проведение единой инновационной политики;
выделение финансовых и материальных ресурсов на инновационные программы;
создание целевых групп для комплексного решения инновационных задач.
В практике план обычно разрабатывается на трех-пятилетний период в зависимости от положения коммерческого предприятия на рынке, глубины нововведений и является неотъемлемой составной частью его стратегического плана. Чем более новаторскими являются действия МСП, тем дальше находится идея инновации от рынка и тем более продолжительный период охватывает план.
Как свидетельствует зарубежный опыт, предприятие не может существовать на рынке продолжительное время, если его управление не претерпевает коренных изменений. В настоящее время наметилась тенденция к сокращению данного периода [2]. Это во многом и определяет временные рамки планирования. В наших условиях ввиду быстрых и значительных изменений, происходящих в стране и, в частности, в области МСП, если предприятие хочет создать конкурентоспособную продукцию, сроки планирования должны зависеть от цикличности обновления товаров и услуг на рынке конкурентов и перестройки ими методов управления.
Некоторые руководители российских малых предприятий ошибочно полагают, что сейчас нет необходимости в разработке долгосрочных программ, поскольку малое предприятие не в состоянии вовремя адекватно отреагировать на изменения ситуации на рынке и обществе в целом. С их точки зрения, стратегия российского малого предприятия - это обобщенная концепция его целей и средств, постоянно уточняемая под воздействием внешней среды, а не детально разработанная программа экономической деятельности.
Западный опыт подтверждает, что реально оценить деятельность МСП можно не по результатам выполнения текущей, месячной, квартальной и годовой программы, а по вкладу в практическую реализацию заданий их стратегических планов. Однако в России немногие МСП имеют или разрабатывают свои стратегические программы. Хорошо разработанная стратегическая программа дает малому предприятию уверенность на определенный период в будущем. Внедрение
стратегического планирования, стратегического маркетинга, контроллинга и других инструментов стратегического менеджмента - объективная необходимость для российских малых и средних промышленных предприятий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.