Относительная капиталоемкость товаров и услуг. Более высокий уровень капиталоемкости характерен для менее привлекательных рынков.
Относительная доходность товаров и услуг. Данный показатель отражает привлекательность рынка.
Тенденции доходности. Учитывая эти тенденции, можно оценить правильность выбора обслуживаемого рынка и соответствующей стратегии.
Реакция рынка на введение новых товаров и услуг. Это довольно объемный показатель, оценивающий привлекательность рынка с точки зрения восприимчивости к нововведениям. Если у МСП имеется достаточный потенциал и широкие возможности для освоения и предложения новых товаров и услуг, а избранный им рынок должным образом оценивает все новшества, то привлекательность такого рынка очевидна.
Число конкурентов. Это достаточно важный показатель. Чем меньше
число конкурентов на рынке, тем он привлекательнее.
Тенденции к разделению сфер влияния. Рассматриваются с целью выявления возможных перспектив расширения деятельности МСП на исследуемом рынке.
Степень концентрации конкурентов. Для каждого рынка определяется количество конкурентов, товары и услуги которых заняли его основную часть. Рынки с низкими показателями концентрации (что свидетельствует о силе конкурентов), как правило, менее привлекательны, так как здесь создаются все условия для ужесточения конкурентной борьбы.
Показатели сравнительного анализа. Проводится оценка основных конкурентов в сравнении с МСП по следующим направлениям: показатели финансовой устойчивости и перспективы развития; наличие необходимых денежных ресурсов, филиалов и выносных площадок, современных информационных технологий, квалифицированного персонала, а также опыта реализации товаров подобного вида; конкурентоспособность цен и тарифов по продукции, реализуемой на данном сегменте рынка; оценка динамичности инноваций; основные элементы стратегии противодействия и т.д.
Показатели макроэкономического порядка. Эти показатели должны обязательно учитываться, хотя и оказывают опосредованное воздействие на степень привлекательности рынка. К ним относятся:
а) политические (принятие новых законодательных актов и т.д.), отношения с крупными экономическими институтами, с другими МСП и т.д.;
б) экономические (изменение темпов роста производства, платежеспо-
собного спроса, валютных курсов, процентных ставок, темпов инфляции в стране, уровня безработицы);
в) технологические (совершенствование технологии в разных отраслях экономики, в том числе в области МСП);
г) культурные (образ жизни, выбор карьеры, образование, отношение к товарам и услугам предприятий);
д) демографические (уровень рождаемости, численность населения, возрастная структура, социально-экономические особенности, уровень квалификации).
Каждый из указанных факторов оценивается по 5-балльной системе с точки зрения его влияния на привлекательность рынка. Высшей степени привлекательности рынка соответс-
твует высший балл и т.п. Общая сумма всех баллов отразит степень привлекательности рынка. Посредством сравнения оценок привлекательности по нескольким исследованным рынкам можно выявить лучший. Кроме того, оценка каждого фактора позволяет оценить относительную важность каждого из них. Как правило, наиболее существенными показателями являются: размер рынка, темпы роста, капиталоемкость, концентрация конкурентов и клиентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. ИчитовкинБ.Н. Малые формы хозяйствования. - М.: Экономика, 1998.
2. МягковП.А. Малые предприятия. -М.: Экономика, МНПП «ЭСИ», 1999.
3. Все о малых предприятиях. - Новосибирск: Сибирь-ХХ! век, 1998.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.