В настоящее время стратегическое планирование, и в том числе планирование инноваций как его составной части, становится правилом для малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой. На российских малых предприятиях чаще встречается текущее, оперативное планирование, чем стратегическое. Между тем именно стратегическое планирование и является главным фактором в конкурентной борьбе, если, конечно, оно проводится на практике в соответствии с современными стандартами.
До недавнего времени разработкой стратегии занималось руководство предприятий. Сегодня малые предприятия, придерживающиеся такого стиля, неуклонно сдают позиции перед своими конкурентами, применяющими более гибкий подход в этой области. Новый подход базируется на стратегическом мышлении большинства. Стратегический менеджмент в отличие от традиционного планирования - это удел исполнителей, т.е. тех, кто занимается не только разработкой стратегии, но и ее реальным осуществлением. В его основе лежит параллельная разработка стратегий на всех уровнях МСП при постоянном учете общей задачи предприятия. Затем все стратегии сводятся и вырабатывается интегрированная стратегия. Вместе с тем важное значение имеют постоянное наблюдение за ситуацией на рынке и оперативное внесение соответствующих изменений в план, с тем чтобы он все время был реалистичным, нацеленным на реализацию
новых рыночных возможностей. Такой подход обеспечивает вовлечение в процесс стратегического управления исполнителей, непосредственно занимающихся выполнением намеченных целей, через участие в создании плана. В то же время МСП получают четкие ориентиры в своей деятельности, которые пересматриваются при участии реальных исполнителей по мере изменения рыночной ситуации.
Объективная оценка складывающейся ситуации предполагает учет сильных и слабых сторон деятельности малого предприятия, предвидение основных будущих угроз и возможностей, адекватное отражение ключевых стратегий конкурентов [3]. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает ориентация планирования на изменяющиеся условия, что придает управлению предприятием необходимую гибкость и динамичность.
Эффективность процесса планирования предопределяется вниманием руководства МСП и менеджеров структурных подразделений к вопросам стратегического планирования, реальным одобрением и поддержкой системы планирования со стороны руководства организационных единиц. Стратегическое планирование входит в управленческую практику малого предприятия, становится неотъемлемой частью его внутренней культуры. Это позволяет избежать чисто формального подхода к осуществлению плановых функций.
Одним из условий успешного функционирования системы планирования и важным требованием к ней является подкрепление ее системами мотиваций, контроля, внутренних коммуникаций и соответствующей информационной базой.
119 |
Рассматривая требования к системе планирования, нельзя не сказать о требованиях, предъявляемых к стратегическому плану и плану инновационной деятельности МСП как его части. Принципиальным требованием к плану является его точное соответствие миссии предприятия. Без этого невозможно развитие предприятия в направлении, закрепленном в официальном программном заявлении. Он должен быть увязан с имеющимися возможностями и ресурсами, так как недооценка возможностей МСП неизбежно ведет к неполному раскрытию потенциала, а их переоценка может повлечь за собой серьезные последствия. Кроме того, стратегия, принятая предприятием, должна гарантировать оптимальное распределение его ресурсов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.