Планирование инноваций на малых и средних промышленных предприятиях, страница 3

Стратегический план рассматри­вается как основной объект ответс­твенности высшего руководства МСП, поэтому оно уделяет особое внимание соответствию плана сложившемуся стилю управления. Важным требова­нием к стратегическому плану явля­ется его внутренняя совместимость с планами структурных подразделений. Это обеспечивает координацию уси­лий всех организационных единиц МСП при достижении корпоративных целей.

Плановая программа периодичес­ки корректируется в зависимости от ситуации на рынке. Без объективной оценки стратегический план становит­ся дезориентированным, т.е. непра­вильно оцениваются возможности и опасности, сильные и слабые стороны конкурентов, искажаются приоритеты инвестирования и т.д.

Чтобы план правильно восприни­мался работниками МСП, он должен выглядеть реально с точки зрения его


выполнения. Это связано в первую очередь с факторами психологичес­кого порядка. Так, если задания плана оказываются заниженными, это ведет к расхолаживанию работников, сни­жению трудовых усилий. В то же вре­мя заведомо чрезмерное завышение плановых показателей может вызвать апатию, безразличие работников к ре­зультатам своей деятельности.

Стратегический план содержит раз­вернутое описание намеченных меро­приятий и сроков их осуществления, а также ожидаемых результатов (в том числе предполагаемый размер различ­ных показателей финансовой деятель­ности), вытекающих как следствие вы­полнения действий, предусмотренных планом.

Наличие в плане обширного фак­тического материала свидетельствует о его всесторонней продуманности и обоснованности и внушает доверие к нему со стороны исполнителей.

Особое значение в настоящее вре­мя имеют выбор целевого рынка и оценка его привлекательности. МСП, действуя в сложных условиях рынка, должны внимательно относиться к вопросам обслуживания клиентов. На практике малые и средние промыш­ленные предприятия не стремятся к удовлетворению всех потребностей потенциальных клиентов. Здесь при­емлема концепция «обслуживаемого» рынка. Из подобных обслуживаемых разными МСП рынков и слагается общий рынок товаров и услуг. Следо­вательно, весь рынок неоднороден и подразделяется на сегменты, в каждом из которых МСП решают конкретные задачи по продаже своих продуктов. Однако, когда предприятие в состо­янии предложить клиентам уникаль­ные услуги, можно выбрать стратегию удовлетворения запросов всех групп


потребителей, что позволит довольно продолжительный период оставаться монополистом.

При оценке привлекательности рынка целесообразно использовать показатели, позволяющие исследо­вать рынок всесторонне, что помо­гает предприятию выработать опти­мальную стратегию для разработки и внедрения новой или модификации уже предлагаемой клиентом услуги. Рассмотрим некоторые из этих пока­зателей.

Размер рынка. Это важный пока­затель, поскольку только обладание разумной долей рынка может обеспе­чить нормальное функционирование МСП. Критерии определения разме­ров «разумной доли рынка» вполне конкретны: предприятие должно об­служивать такую долю, которая была бы достаточной для всего объема его деятельности и обеспечивала бы на­дежное предоставление предприяти­ем своих услуг.

Сложившиеся темпы роста. Дан­ный показатель необходим для пра­вильного прогнозирования будущих тенденций.

Предполагаемые темпы роста. Ожидаемые темпы роста учитывают­ся при разработке стратегии. Стра­тегические планы, составляемые без учета тенденций развития рынка, те­ряют свою ценность в ближайшей пер­спективе и требуют соответствующих корректив.

Общее количество клиентов. Чис­ло клиентов необходимо знать прежде всего для того, чтобы можно было ус­тановить их концентрацию.