Коммутация каналов, сообщений и пакетов. Диаграмма обмена сигналами в системах коммутации. Способы организации сетей связи. Типы городских сетей телефонной связи. Функции эксплуатационного управления, страница 11

ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЫЗОВА В  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СЕТЯХ СВЯЗИ

Концепция интеллектуальных сетей (ИС, IN) связи развивается с начала 1990-х годов, что отражается в Рекомендациях МККТТ (ITU-T) серии Q.1200. Технология ИС связи рассчитана на массового пользователя, получающего с помощью  ТА с тональным набором номера разнообразные информационные услуги. При этом концепция ИС позволяет оператору связи самостоятельно создавать, адаптировать и представлять пользователям новые услуги. К появлению концепции ИС привело естественное развитие телекоммуникационных технологий, связанное с уровнем развития экономики и техники услуг связи соответствующего этапа.

На первом этапе развития СТС были созданы ТФОП (PSTN), предоставлявшие единственную услугу – передачу речевых сообщений с последующим использованием модемов, осуществляющих передачу данных. На втором этапе для повышения качества и числа услуг была осуществлена цифровизация первичных и вторичных СТС на основе концепции интегральных цифровых сетей (ИЦС, IDN). В этих сетях на основе цифровых систем коммутации и передачи с более высоким качеством реализовывались услуги телефонной связи. На третьем этапе развитие цифровых СТС позволило не только повысить качество, но и значительно увеличить на основе  интеграции количества услуг связи, что привело к концепции ЦСИС. Эта концепция не получила широкого распространения по следующим причинам:

1)  абонентское оборудование ЦСИС достаточно дорого;

2)  высокая плата базового абонентского доступа по схеме 2В+D или 30B+D;

3)  значительное превышение количества услуг над потребностями массового пользователя.

Эти обстоятельства привели к возникновению на четвертом этапе концепции ИС, обеспечивающих эффективное и дешевое предоставление необходимых информационных услуг абонентам сети. Снижение экономических затрат пользователями ИС связано с тем, что оплата затрат производится только за время использования канала связи. Отличие ИС от ЦСИС  заключается в гибкости и экономичности предоставленных услуг, что увеличивает спрос на них и приводит к увеличению прибыли поставщиков услуг.

Для этого в концепции ИС осуществлено разделение функций коммутации и предоставления услуг, тогда как в ЦСИС эти функции неразделимы. В результате с расширением числа услуг увеличиваются затраты на программные и аппаратные средства коммутационных систем ЦСИС, что приводит к росту стоимости услуг.

Модель обслуживания основного вызова услуги в ИС, кроме узлов коммутации, характерных для ИТС, включает в составе АТС определители вызова (ОВ, НООК), связанные через сеть передачи данных (СПД) с логической частью ИС (рис. 3.18).

Определители вызовов осуществляют опознание вызовов услуги и приостанавливают процесс обслуживания вызова на время обмена информацией с логической частью ИС. Логическая часть ИС осуществляет хранение и передачу информационного сообщения услуги, а также обеспечивает быстрое создание дополнительных услуг. При этом для обработки основного вызова используются АТС, в которых произведено небольшое изменение коммутационных систем для осуществления функций ОВ.


Рис. 3.18. Модель обслуживания вызова услуги в интеллектуальных сетях

Началом внедрения ИС является конец 70-х годов прошлого века, когда в США была введена "Услуга 800" (800 INWATS) для начисления оплаты за междугородние соединения абонентов торговым фирмам и предприятиям сферы обслуживания, что расширило сбыт продукции. В странах ЕС аналогичная услуга была реализована под названием Green Number – "Услуга 130". Концепция ИС IN/1, разработанная специалистами Bell Communication Research Corp (BellCore) в 1984 г., предусматривала создание централизованной базы данных, обмен информацией с которой осуществлялся с помощью сети общих каналов сигнализации. Для дальнейшего развития ИС была сформулирована концепция IN/1+, обеспечивающая переход к концепции IN/2 в интересах расширения спектра услуг IN/1. В 1991 г. разработана концепция усовершенствованной ИС (AIN), а в 1993 г. реализован проект TINA. Концепция AIN позволяет объединить в рамках ИС службы, коммутаторы и оборудование разных производителей, а концепция TINA дает развитие ИС для поддержки архитектуры клиент/сервер со сложными услугами пользователям и третьим лицам.