ГЛАВА 7. КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
ПОНЯТИЕ И ТИПЫ
Процесс коммуникаций –
1) это обмен информацией между двумя или более людьми;
2) это обмен информацией в ходе управленческой деятельности.
Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации называют "связующими процессами ".
Руководители тратят до 50-90% своего рабочего времени на коммуникации. Но не вся информация влияет на процесс управления. Обмен информацией, которая оказывает влияние на процесс управления, носит название «эффективных коммуникаций».
Коммуникации подразделяются на две группы:
- коммуникации с внешней средой − это информационное взаимодействие с потребителями и потенциальными клиентами, с общественностью, поставщиками и партнерами, с органами государственного регулирования;
- коммуникации внутри организации − это информационное взаимодействие между различными подразделениями, межуровневые коммуникации, коммуникации «руководитель ↔ подчиненный», коммуникации между руководителем и рабочей группой, неформальные коммуникации.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА
Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений.
Главная задача коммуникационного процесса - обеспечение правильного восприятия передаваемой информации.
ЭЛЕМЕНТЫ
Выделяют четыре базовых элемента в процессе обмена информацией:
- отправитель − лицо, которое отбирает и передает информацию;
- сообщение - сущность информации, закодированной с помощью символов или передающейся устно;
- канал- средство передачи информации;
- получатель - лицо, которому предназначена информация и который ее воспринимает.
ЭТАПЫ
Обмен информации протекает в несколько этапов:
- формулирование идеи и отбор информации. Отправитель решает, какая идея будет предметом обмена. При этом важно четко и однозначно сформулировать идею, замысел сообщения, до того как отправлять сообщение;
- кодирование и выбор канала. Превращение идеи в сообщение происходит на втором этапе при кодировании с помощью символов − слов, интонации, жестов. В зависимости от выбранных символов кодирования выбирается канал передачи сообщения. Самые распространенные каналы − речь, письменные материалы, электронные средства связи, видеоматериалы. Наиболее эффективным является использование двух каналов;
- передача. Отправитель использует выбранный канал для доставки сообщения получателю. В данном случае происходит физическая передача сообщения. Этот этап неправильно отождествлять со всем процессом коммуникации;
- декодирование. После получения сообщения получатель декодирует его - переводит символы отправителя и понимает идею сообщения.
ФЕНОМЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОЦЕССОМ КОММУНИКАЦИЙ
Заметим, что на любом этапе смысл сообщения может быть искажен и даже утрачен. Ответная реакция получателя на сообщение представляет собой обратную связь. Информация, которую отсылает получатель отправителю, свидетельствует о мере понимания, усвоения присланного сообщения. Обратная связь повышает эффективность коммуникационного процесса.
Причины искажений информации:
1. язык (в вербальном или невербальном оформлении);
2. различия в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования;
3. различия в организационном статусе между руководителем и подчиненным.
Межличностные коммуникации занимают основное место в коммуникационных процессах. Эффективность межличностных коммуникаций зависит от восприятия информации, семантических барьеров, обмена невербальной информацией, качества обратной связи, степени внимательности.
Нередко одну и ту же информацию разные специалисты интерпретируют по-разному. Люди воспринимают информацию избирательно, в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния, внешнего окружения, уровня знаний, накопленного опыта. Информация может искажаться или отторгаться, если она противоречит социальным установкам человека или ранее усвоенным понятиям.
Семантические барьеры - различные толкования значения одного и того же слова - часто искажают смысл передаваемой информации. Значение, приписываемое символу исполнителем, получатель сообщения необязательно интерпретирует аналогичным образом.
Невербальная информация - язык интонаций, жестов, мимики, поз может усиливать или изменять смысл информации, передаваемой словами. Поэтому при обмене информацией необходимо добиваться, чтобы передаваемая словами информация и информация, не закодированная в словах, имели один смысл.
Качество обратной связи определяет правильность истолкования получателем сообщения отправителя. Существуют различные способы установления обратной связи:
- задавать вопросы;
- пересказывать услышанную информацию;
- проверять первые результаты работы;
- оценивать реакцию слушателя, готовность руководителя к открытому диалогу с подчиненными и т. п.
СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ФЕНОМЕНА ИСКАЖЕНИЕ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.