Коммуникации в менеджменте. Оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент. Управление маркетингом, страница 4

Факторы, влияющие на процесс принятия решения:

-  на принимаемые решения большое влияние оказывают личностные оценки руководителя, которые содержат субъективное ранжирование важности, качества или значимости, а также их ценностные ориентации;

определенность. Решения редко принимаются в условиях определенности, когда точно известен результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и научно-техническая среда. Поэтому при принятии управленческих решений важно учитывать риск, который характеризует определенность прогнозирования результата;

риск. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события. Наиболее желательный способ определения вероятности – объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа опытных данных;

временной фактор. С течением времени ситуация может меняться настолько, что выработанные ранее критерии принятия решения станут непригодны. Поэтому решения следует принимать и воплощать в жизнь, пока информация не устарела;

информационные ограничения. Для рационального решения проблемы необходима достаточная информация. Но иногда она недоступна или обходится слишком дорого. Поэтому руководитель должен оценивать и решать, насколько важна дополнительная информация;

поведенческие ограничения. Межличностные и организационные коммуникации влияют на принятие решений. Руководители разных уровней могут по-разному воспринимать существование и серьезность проблемы. Это ведет к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения. Руководители обычно перегружены информацией и текущей работой. В этих условиях им трудно объективно оценить текущее состояние проблемы;

взаимозависимость решений. В организации все решения определенным образом взаимосвязаны. Любое важное решение требует принятия многочисленных менее значительных решений.

Научные основы принятия решений.Современное управление на основе количественных методов – это систематическое приложение научных методов к проблемам управления. Наука управления предполагает использование научного метода, системной ориентации, различных моделей, в том числе математических.

Фундаментом любого научного исследования выступает научный метод, который реализуется в три этапа:

наблюдение – сбор и анализ информации по проблеме и ситуации;

-   формулирование гипотезы – выявление имеющихся альтернатив – вариантов действий и их последствий. Цель данного этапа – установление взаимосвязи элементов системы или компонентов проблемы;

-   верификация, или подтверждение достоверности гипотезы. Осуществляется путем анализа результатов принятого решения.

Системная ориентация. Любая организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязанных частей. Поэтому научный подход к управлению должен быть системным. Это требование реализуется через системную ориентацию управления.

Использование моделей. Использование моделей, или моделирование, необходимо в силу сложности проблем управления и невозможности проведения экспериментов в реальной жизни Модель – это представление объекта, системы или идеи в определенной форме. Например, схема организации – это модель ее структуры. Главная особенность модели – упрощение реальной ситуации или системы.

Необходимость моделирования обусловлена тем, что многие организационные ситуации сложны, а возможности проведения экспериментов в реальной жизни ограничены. Кроме того, моделирование – это единственный способ увидеть варианты будущего, определить потенциальные последствия возможных решений, сравнить их и выбрать предпочтительное.

Модели подразделяют на физические, аналоговые и математические: