- работа с дополнительными группами целевых потребителей;
- расширение спектра производимой продукции для удовлетворения более широкого круга потребностей большего числа потребителей;
- способность предприятия быстро перейти к более выгодным стратегическим группам и т. п.
Факторы угрозы:
- приход новых конкурентов;
- медленный рост рынка;
- неблагоприятная налоговая политика государства;
- качественное изменение вкусов и предпочтений потребителей;
- увеличение объема предложения аналогичной продукции;
- неблагоприятный инвестиционный климат и сложность привлечения потенциальных инвесторов и т. п.
После того как составлен конкретный список сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей развития бизнеса и угроз, наступает этап установления связей между ними. Для этой цели строится матрица SWOT (табл. 1).
В левой части матрицы выделяются два раздела – сильные и слабые стороны предприятия и перечисляются все выявленные позиции. В верхней части матрицы также выделяются два раздела – возможности и угрозы с перечислением возможных угроз и перспектив развития бизнеса предприятия.
На пересечении этих разделов образуются 4 поля для дальнейшего анализа и исследования:
СИВ – сила и возможности;
СИУ – сила и угрозы;
СЛВ – слабость и возможности;
СЛУ – слабость и угрозы.
Таблица 1
Матрица SWOT
ВОЗМОЖНОСТИ 1. 2. … n |
УГРОЗЫ 1. 2. … п |
|
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1. 2. … n |
ПОЛЕ "СИВ" |
ПОЛЕ "СИУ" |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1. 2. … n |
ПОЛЕ "СЛВ" |
ПОЛЕ "СЛУ" |
Анализ матрицы SWOT показывает, что наиболее благоприятные возможности для существования и функционирования предприятия открывает поле "СИВ". Использование сильных сторон предприятия позволяет получить максимальную отдачу от имеющихся благоприятных возможностей развития бизнеса.
На каждом из этих полей необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при выработке стратегии предприятия:
- в отношении тех пар, которые находятся на поле "СИВ", следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон предприятия при реализации появившихся возможностей;
- для комбинации слабых сторон и появившихся возможностей на поле "СЛВ" стратегия должна быть построена таким образом, чтобы преодолеть слабости предприятия за счет появившихся возможностей;
- если анализируемые комбинации находятся на поле "СИУ", то стратегия строится на основе использования сильных позиций предприятия для преодоления внешних угроз;
- наиболее опасным является поле "СЛУ" Для находящихся в данном поле комбинаций должна вырабатываться такая стратегия, которая позволила бы предприятию избавиться от слабых сторон и принять меры для предотвращения нависшей угрозы.
При анализе внешнего окружения и выработке стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность способна превратиться для предприятия в угрозу, если ее сумели использовать конкуренты. И наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть новые благоприятные возможности развития и усилить позиции предприятия.
Для успешного применения метода SWOT-анализа по отношению к окружению предприятия необходимо не только выявить имеющиеся угрозы и возможности, но и оценить их важность и обязательно учитывать при выработке стратегии.
Для оценки имеющихся возможностей развития предприятия применяется также метод позиционирования каждой выявленной возможности с помощью матрицы возможностей (табл 2).
Таблица 2
Матрица возможностей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.