Экономически и духовное развитие Украины: анализ, перспективы, пути преодоления кризиса

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ №5

Экономически и духовное развитие Украины: анализ, перспективы, пути преодоления кризиса

НРАВСТВЕНЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

Компаниец В.В., к.э.н.

Выход из кризиса экономики Украины и обеспечения ее стабильного и эффективного развития – проблема не находящая, к сожалению решения уже более 10 лет. Реформирование казалось бы затронуло все сферы экономики: финансово-инвестиционную, промышленную, организационную. Делались попытки кадровых реформ и изменения законодательства в сфере экономики. Но экономика лишь к 2003 году стала понемногу выходить из кризиса, не обеспечив при этом качественно нового роста.

Анализируя реформы 1990-2000 гг. нужно отметить их абсолютно неприемлемый для Украины характер.

Корень ошибок – это технократический (материалистический) подход к экономике, предприятию, человеку, а соответственно реформирование экономики по «западным рецептам» без малейшего учета особенностей хозяйствования, культуры, традиций, менталитете народа (человеческого фактора).

Несколько забегая вперед, нужно отметить, что данные ошибки не устраняются, нам и сейчас активно навязывают западные стандарты управления, поведения, мышления, дают свои рецепты реформирования экономики, в том числе транспортного комплекса, и мы с удовольствием все это готовы принять без всякой адаптации и переосмысления.

Затронутая проблема не нова и решение ее зависит от правильного ответа на вопросы :что представляет собой человек (homo ekonomicus), предприятие и экономика в целом, связаны ли между собой развитие экономики и неэкономические факторы (культура, мораль, религия и др.) В экономической теории и философии сложилось два противоположных подхода к ответу на поставленные вопросы. Приведем кратко их основные постулаты , поскольку именно они лежат в основе всех преобразований в экономике.

Первый подход инженерный (материалистический) утверждает, что человек существо бездуховное и довольно примитивное, некий запрограммированный       биоробот, поведение которого легко предсказуемо, а главная его цель – личное обогащение. Из этого следует, что поведением человека легко манипулировать, а следовательно  легко прогнозировать и осуществлять любые изменения в экономике. Из этого же следует, что предприятие представляет собой чисто техническую систему и связи между экономикой и неэкономическими факторами не существует. Инженерный подход характерен для трудов Давида Рикарда, Уильяма Петти, лежит в основе трудов теоретиков марксизма и неоклассицизма. Этот же подход, как мы отмечали выше, взят за основу при реформировании экономики Украины в целом и транспортного комплекса в частности. Исходя из него вполне понятна логика наших реформ: все мероприятия, давшие положительные эффект в стране А (отрасли страны А) дадут такой же положительный эффект в стране Б (отрасли страны Б).

Второй подход можно называть этическим или более точно, как мы думаем, социально-духовным. Перечислим его основные положения: человек есть духовное существо, имеющее духовную составляющую (дух, душу) и материальную (тело). Предприятие, как следствие , представляет собой социально-техническую систему, в которой главной действующей силой  являются люди, а не подчиненная им техническая сфера. Экономика имеет два корня: человеческий (этический) и инженерный (технократический), причем определяющим является первый.

Как видим, все логично и взаимосвязано. Отсюда следуют такие важнейшие выводы: первый- развитие экономики во многом определяется неэкономическими факторами (культура, традиции, мораль, политика).

Второй – любая экономическая теория или управленческая теория это , прежде всего, теория о людях, а не теория о том, как производить или продавать товары. И третий – экономическая деятельность хотя и направлена на получение прибыли, но своим основным мотивом имеет не эту чисто материальную цель. Одним из первых эту мысль высказал Аристотель, который утверждал: «Кто делает деньги, делает это  вынужденно и богатство это не то благо, которое мы ищем, это лишь полезно для достижения чего-либо иного» [цитируется по 1 с.42].

Этические вопросы находили отражение также в трудах Адама Смитта, Джека Стюарта Милля, исследованиям духовной основы хозяйствования посвящены труды русских экономистов и философов – С.Н.Булгакова, И.А.Ильина и др. В современной экономической мысли исследованиями влияния неэкономических факторов на экономические процессы занимаются представители теории институциализма.

 Двум описанным направлениям экономической и философской мысли соответствуют две крайне противоположные модели менеджмента в основе которых лежит концепция иерархии человеческих потребностей.       Одной из самых распространенных моделей человека по американски, которая положена в основу традиционных управленческих теорий является модель иерархических потребностей А. Маслоу. Напомним ее краткую характеристику. «Все потребности, а значит и побудительные  мотивы к действию, у человека составляют некую достаточно устойчивую пирамиду:

1.  Физиологические потребности

2.  Потребности в безопасности и уверенности в будущем

3.  Социальные потребности (потребности в причастности)

Похожие материалы

Информация о работе