Экономически и духовное развитие Украины: анализ, перспективы, пути преодоления кризиса, страница 3

     Чтобы ответить какая модель является верной нужно ответить на ряд вопросов обращаясь к истории и современности. Что ожидало бы русский и украинский народы если бы иерархия ценностей по Маслоу преобладала в обществе во время отечественных войн или восстановления послевоенной разрухи? Что будет с экономикой в целом и транспортным комплексом в частности если в нашем обществе все таки окончательно возобладает пирамида ценностей Маслоу? Мы думаем ответы очевидны: при сосредоточении человека лишь на собственном “Я”, воспитании его в этих традициях , он не способен на защиту интересов семьи и Отечества, справедливое отношение к подчиненным и на многое другое , что требует отречения от собственного “Я” и служения ближнему и родине. А без этого не возможен ни нормальный выход из кризиса экономики, ни создание социально-ориентированной эффективной экономики в т.ч. на отраслевом уровне.

     Поэтому для достижения положительного эффекта реформирования в т.ч. транспортного комплекса очень важен выбор идеологами реформ именно второго - социально-духовного подхода к экономике, ориентация на иерархию ценностей человека по св. Н. Сербскому и И.А. Ильину.

     На наш взгляд, в настоящий момент все усилия должны быть направлены на достижение двух важнейших взаимосвязанных целей, а именно:

1)  восстановление, к сожалению почти утраченной, христианской иерархии ценностей человека – моральных ценностей, прежде всего у руководителей всех уровней и у молодых специалистов;

2)  формирование эффективного и нравственного руководителя и собственника, института менеджеров.

     На первой цели мы останавливались достаточно подробно и обосновали ее актуальность. Обратимся к доказательствам актуальности второй.

В современном мире, когда в экономике заняты миллионы людей, а жизнь людей во многом зависит от состояния экономики, ее успех определяется тем, какие кадры и как управляют ею. Целостный характер морального облика менеджера как человека, который управляет другими людьми, сегодня выходит на первый план.

     Менеджер служит примером отношений к своим служебным обязанностям для рядовых сотрудников других менеджеров; нарушение им моральных норм может быть воспринято рядовыми сотрудниками как своего рода ”сигнальная ракета “ –  можно делать то, что нельзя. И, поскольку менеджер в центре внимания, этические нарушения с его стороны служат другим примером в большей степени, нежели подобные действия рядового сотрудника.

     Любое действие, поступок менеджера имеют не только сиюминутный эффект. Своими этичными или неэтичными действиями, в течении некоторого времени, он формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей, поставщиков и даже конкурентов. Будучи сформированными, отчасти и под влиянием данного конкретного менеджера, представления об этичности в управлении, в свою очередь, оказывают воздействие на этические нормы других людей и т.д. Т.е. имеет место эффект рассеяния во времени и в пространстве [1, с. 7 ].

     Этическое (или неэтическое) поведение менеджера влияет на уровень этичности в обществе – в большей степени и быстрее, чем такое же поведение рядового члена общества.

     Как справедливо отмечает Ботавина Р.Н., деятельность менеджера является одновременно и духовно-творческой и духовно-практической. Менеджер формирует культуру отношений коллектива (отношения между членами коллектива , отношение между руководителем и подчиненным, отношение к труду и вещам). Это внутренняя сторона духовно-творческой деятельности менеджера. Внешняя же сторона духовно-нормативного творчества в том, что менеджеры – в лице высшего уровня управления (будь-то отдельное предприятие или отрасль, министерство) формируют (конструируют) общественные идеалы в сфере экономики, в частности менеджменте как области человеческой деятельности, а также стандарта отношения организаций со своей внешней сферой – конкурентами, поставщиками, правительствами и пр. [1, с.11-12].