4. Потребности в уважении, включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании
5. Потребности самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и личном росте.
По теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры… Потребности нижних уровней требуют удовлетворения, и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации его поведения начнут сказываться потребности более высоких уровней [2, с.366 - 367].
Можно ли утверждать, что данная модель верна? Какая модель приоритетов потребностей была сформирована и действовала на территории славянских государств? Какую модель нужно использовать и воспитывать для того, чтобы добиться успехов в сфере экономики и менеджмента в т.ч. реформировании транспортного комплекса. Попытаемся ответить на эти вопросы.
Исследованием особенностей славянского народа, в т. ч. русского и украинского, занимались выдающиеся историки, писатели, философы. Среди них И.А. Ильин, св. Н. Сербский, Ф.Н. Достоевский, С. Булгаков и многие другие. Именно они заложили основы другой модели менеджмента в основе которой лежат особенности славянской нации, ее культурные и религиозные ценности и прежде всего христианские.
Наиболее ярко иерархия ценностей отражена в трудах И.А.Ильина и св. Н. Сербского [3]. Так св. Н. Сербский отмечает, что людьми движут пять основных импульсов: “1) личная прибыль и собственные удовольствия; 2) семейные и кровные узы; 3) общественные законы; 4) совесть; 5) чувство присутствия живого Бога. Пятый импульс – первая линия обороны; если человек не удержит ее, отступает на вторую (четвертый импульс); не удержав вторую, отступает на третью ( третий импульс) и так далее, до первого. Так происходит деградация человека, деградация и гибель” [цитируется по 4 с. 340].
Таким образом, личные потребности в т.ч. прибыль и удовольствия стоят на самой низшей ступени и вся иерархия Маслоу может быть втиснута в эту нижнюю клеточку христианской иерархии.
Вторая ступень снизу – это семейные интересы (потребности рода).
Выше семейных потребностей стоят потребности во благе Отечества (как частный случай в благе коллектива). Этими приоритетами можно объяснить и победы в казалось бы обреченных на поражение войнах и грандиозные достижения в науке, искусстве, государственной сфере и экономике в мирное время; общинность русских, украинских крестьян, добросовестность русских и украинских работников на заводах и в дореволюционное и в советское время.
Еще выше стоит совесть. Для поддержания спокойствия совести нужно уже побольше всего того, что лежит ниже ее в иерархии потребностей. Вспомним наиболее яркий пример – акад. А.Д. Сахарова. Его совестные законы были выше всех других иерархий – выше государства, против которого он нещадно выступал, выше семьи, которая страдала от гонений, свыше своей жизни (голодовки академика).
И на самое первое место человек ставит общение с Богом. К сожалению, для нас это может быть не совсем понятным, но наши предки, воспитанные в подавляющем большинстве в христианских традициях это хорошо понимали. Эта самая большая потребность, если она жива и выполняется человеком, все остальные отпадают как потребности и преобразуются в служение Отечеству и семье в соответствии с христианскими заповедями основные из которых любовь к Богу и ближним.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.