Микроэкономика – это не про бактерии. В поисках управленческого Клондайка, страница 9

Несовпадение и даже антагонизм интересов внутрибанковских струк­тур сфокусированы на трансфертной цене. Подразделения, привлекаю­щие ресурс, заинтересованы в повышении этой цены, размещающие под­разделения – в ее понижении. От границ установления этой цены зави­сит внутренняя расчетная прибыль тех и других, а значит, оценка резуль­татов их деятельности. Установление этой цены – всегда компромисс, и отсутствие этого компромисса может привести либо к омертвлению час­ти ресурсов, либо к тому, что внутри банка возникнут сильные центро­бежные тенденции.

Так, в Технобанке столкнулись с этими проблемами после того, как на­чали работать над созданием «гармоничного дилингового подразделения». По мнению г-на Локотпова, примерно то же самое происходит и в других российских банках: «Так или иначе, но многие банки развивались по мо­дели, предполагающей довольно обособленное валютное подразделение и довольно обособлен­ное рублевое подразделение. При этом ресурс, который формировался на валютных текущих счетах, на остатке валютных счетов, принадле­жал валютному департаменту и использовался им же. В момент гиперроста курса доллара это позволяло захеджироваться от курсовых рисков и сохраняться в одном поле деятельности, то есть в одной валюте.

Полтора-два года назад ситуация с курсом дол­лара изменилась, стало очевидно, что размеще­ние операций в рублях выгоднее, чем в валюте. Соответственно, возникло желание объединять эти операции. И тогда во многих банках возник конфликт, выраженный примерно в таких словах: «Почему у меня забирают ресурсы?» А почему у не­го не забирают? Я положил силы на то, чтобы сфор­мировать этот ресурс, а его вдруг забрали по цене себестоимости, а это поч­ти ноль (в валюте три-че­тыре процента годовых, а в рублях он стоит, услов­но говоря, тридцать про­центов годовых). Почему по этой цене, почему не по этой? Почему он со мной не делится при­былью от использования этого ресурса?».

Первый опыт опреде­ления трансфертной це­ны в Технобанке был не слишком удачным: усреднили всю стоимость пассивов банка, включив в нее кроме средней цены привлеченных средств затраты на инфраструк­туру, на поддержание расчетно-кассового обслуживания, плату за остат­ки по счетам клиента. По словам г-на Локотцова, «эта цифра оказалась средней температурой по больнице, при этом валютная бухгалтерия сра­зу разорилась, а рублевая часть колеблется между доходом и убытком. Понятно, что это не сильно стимулирует работу подразделений».


Поэтому в Технобанке пришли к выводу, что трансфертная пена должна определяться как стоимость межбанковского ресурса на рынке. Но и это, по мнению г-на Локотцова, промежуточный вариант, обеспечивающий лишь частичный компромисс между конфликтующими сторонами.

В конце концов все заботы, связанные с процедурой определения тран­сфертной цены и управлением потоками ресурсов, должно взять на себя так называемое казначейство – банк внутри банка, общий финансовый мешок, куда все ресурсы вливаются и откуда забираются по определенной цене (см. схему 2).

Это модель, при которой профит-центр – это хозрасчетный центр, а казначейство – собственник, который договаривается с профит-цен­тром, ведет с ним торговлю. При этом ни у привлекающих, ни у размеща­ющих подразделений нет ощущения, что кто-то на ком-то зарабатыва­ет – зарабатывает весь банк: происходит формирование капитала банка, свободных оборотных средств, инвестиционных возможностей, фондов для венчурного финансирования, для разнообразных инновационных проектов.

Такая модель предполагает определенный тип мотивации, так как рас­считана на людей, которые не гонятся за сиюминутной прибылью, а пони­мают, что через увеличение совместных фондов они сами будут зарабатывать все больше и больше. По словам г-на Локотцова, «вопрос стимулиро­вания работы в банках стоял изначально. Но там, где он, казалось бы, был решен и где темпы развития были быстрее, – именно там большее коли­чество банкротств, большее количество рухнувших банков. Это чисто ры­ночная ситуация, при которой повышенная доходность приводит к повы­шенным рискам. Система стимулирования, которую мы стараемся постро­ить, должна четко реагировать на рост издержек, и тогда она не сможет проесть сама себя, привести к банкротству».