Но в любом случае надо заниматься созданием экономики мини-государства, которым является каждая компания. Отметим немаловажный нюанс в словах г-жи Николаевой, а именно, что наличие отдельных инструментов и знание методологии расчета себестоимости – это лишь необходимое, но далеко не достаточное условие для управления микроэкономикой. Не случайно многие предприятия «из бывших», имея весь этот джентльменский набор, проявляют сегодня абсолютную экономическую беспомощность.
Иными словами, дальше следует говорить не о формуле расчета себестоимости, а о процессе расчета себестоимости, в котором участвует практически вся компания и в котором проявляется искусство руководителей. О сути этого процесса рассказывает Вячеслав Кондратьев, генеральный директор группы «БИГ»:
– Начало этого процесса связано с выбором нормативной модели расчета и калькуляцией плановой себестоимости – по заданным объемам выпуска, по центрам учета и компании в целом. Затем строится точно такая же иерархическая процедура, но на фактических данных, получаемых из системы управленческого учета. Благодаря такому план-фактному режиму учета себестоимости появляется возможность контролировать не результаты «посмертного учета», когда уже трудно что-либо изменить, а проводить так называемый опережающий контроль, когда ожидаемые результаты становятся заранее ясны. Иными словами, управлять себестоимостью – это планировать и контролировать свою себестоимость, а потом предпринимать необходимые действия, связанные с маркетингом, бизнес-планированием, разработкой новых вариантов организации производства, управлением персоналом и так далее – с тем, чтобы себестоимость вписывалась в требуемые коридоры.
Все специалисты подчеркивают, что построение такой процедуры создает много проблем, в частности, отвлекает большие управленческие ресурсы. Однако только построив ее, можно говорить о том, что предприятие начало работать по-рыночному.
Экономический менеджмент включает два контура. Первый, связанный с формированием правил расчета, процессом расчета и регулированием самой себестоимости и других экономических показателей, можно назвать контуром нормативного регулирования. Второй, более сложный, направлен на установление эффективных правил игры между подразделениями (то, что в плановой экономике называлось хозяйственным механизмом управления предприятием).
Оба контура реализуются через управленческий цикл, повторяющийся во всех компонентах менеджмента: планирование, организация, учет в режиме «план – факт», факторный анализ отклонений, регулирование (усиление положительных факторов и ослабление отрицательных)
Компания превращается... в товарно-сырьевую биржу
О том, как должно происходить последовательное освоение менеджерами науки себестоимости, рассказывает директор научно-производственной и коммерческой фирмы «Экософт» Владимир Мицкевич:
– На любом предприятии есть три кита: производство, снабжение и сбыт. Производство – это усложненная форма купли-продажи: я покупаю комплектующие, рабочую силу, беру в лизинг оборудование и продаю то, что произвел. Так вот, я считаю, что резервы снижения себестоимости распределяются по этой цепочке примерно так: снабжение – 50 процентов, производство – 10 процентов, сбыт – 40 процентов.
Следовательно, в первую очередь надо заняться закупками. Представьте ситуацию. Я приехал в ваш отдел снабжения и продал вам товар в полтора раза дороже, чем на рынке, оставив 10 копеек с рубля реализации вашему уважаемому снабженцу, монопольно принимающему решение, у кого брать. Или он бескорыстно, но с не меньшим ущербом для фирмы берет у старого поставщика. Отсюда вывод: он должен быть лишен монополизма. Бюро цен планово-экономического отдела должно выдать всю спецификацию в ценах на сегодняшний день. Организуется тендер, в котором отдел снабжения будет участвовать наряду с независимыми посредниками, поставщиками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.