Далее. Есть «цена поставки», а есть «приведенная цена поставки». Приведенная цена поставки – это цена с учетом транспортных расходов и в режиме «время-деньги», (одно дело – стоимость десятидневной предоплаты, и другое – десятидневной послеоплаты, если вы взяли кредит под 120 процентов годовых, то это разница в 6 процентов). Поэтому нужен анализ не только цен поставки, но и приведенных цен, цен в пределах временного графика. А отдел снабжения, кроме участия в тендере, должен следить за тем, чтобы товар пересек склад готовой продукции именно через десять дней после оплаты, то есть в данном случае выполнять функцию экспедитора.
То же самое относится к отделу продаж. Сейчас эти «коммерсанты» получают от красных директоров премии за то, что сидят и ждут, когда к ним придут за реализованной продукцией. На самом деле он должен сделать заказ производству, закупить у него товар по гарантированной цене и дальше действовать в режиме «время-деньги»: сделать свои динамические торговые наценки, продать и забрать маржу (цена продажи минус стоимость денег минус расходы на транспортировку), которую потом разделить с холдингом. Если это не холдинговая структура, в системе поощрений он должен иметь процент от хозрасчетного дохода, который он принес предприятию. И он должен конкурировать с внешними покупателями готовой продукции аналогично отделу снабжения. Естественно, на основе маркетинговых данных должны определяться эластичность спроса и ценовой фактор. Я предлагаю по крайней мере две цены: первая – гарантированной и первоочередной поставки с точностью до минуты, вторая – с точностью до месяца.
То есть надо плодить внутренних коммерсантов на основе жесткой конкуренции с внешними, а для этого руководитель должен четко видеть три разных фронта борьбы за снижение себестоимости. Причем фокус внимания в блоке поставок и в блоке сбыта – на ценовой политике.
– Чем отличается от них производственный блок?
– Производство, начальник цеха должны работать на достижение натуральных показателей, они не должны отвечать за то, что им поставили ресурс в полтора раза дороже. Фокус внимания в производственном блоке – это нормативная часть и обоснованность производственных расходов. Директор по производству должен получать зарплату и премиальные за качество и ритмичность. Если нарушены нормативы, технология, следует вычесть из фонда оплаты труда этот перерасход.
То есть не все, что делали большевики, было неправильным. Не случайно, когда инвесторы покупают завод, директора по производству они оставляют, а коммерческого и по снабжению, как правило, высвобождают для народного хозяйства. Поэтому первая проблема, которую надо решить в производственном блоке, – это нормативная база. У нас есть какие-то нормативы, хорошие или плохие (плохие, потому что раньше, когда выбивали средства, нормативы устанавливались с тройным запасом). На ряде замшелых предприятий они сохранились. Надо собрать производственные отчеты по фактическому списанию на единицу продукции, посмотреть все отклонения и привести нормативную базу к реальному состоянию.
Нужны нормативы на все виды хотя бы материальных ресурсов, а если можно, то и энергетических. Последние рассчитываются так. У вас один рубильник на весь цех. Но есть мощность установки и расход ее на один час. Есть затраты нормо-часов на изделие. Можно вычислить, сколько нужно киловатт-часов на какое изделие при нормальной организации. В результате видна энергоемкость не котловая, а привязанная к рабочему месту.
Кроме того, я рекомендую из фактических цен поставки вычислять средневзвешенную цену ресурса (от процентного соотношения тех или иных цен в общем объеме поставок). Она входит в стоимость базового ресурса на этапе планирования, и каждое изменение цен динамически отражается на себестоимости.
Итак, если у вас есть нормативы, значит, у вас есть себестоимость. Самое главное – материалы и комплектующие, электроэнергия при значительной энергоемкости производства, вычисленная через машино-час, и время оборота капитала. То есть нормативы прямых затрат. Ноу-хау здесь может заключаться в переотнесении того, что у вас было в общецеховых, в прямые затраты, и наоборот. Например, зарплата основного персонала должна быть вынесена в общий столбик – это ваш крест, который должен покрываться маржинальным доходом. В мощных западных корпорациях зарплата основного производственного персонала составляет два-три процента от себестоимости и вообще не является статьей анализа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.