для студентов VI курса специальности 061100 – «Менеджмент организации»
Кафедра Экономики и социологии труда
Автор: к.э.н. М. Е. Сорокина
Уважаемые студенты!
Вашему вниманию предлагается обзорная установочная лекция доцента Сорокиной Марины Евгеньевны по дисциплине «Организация и регулирование оплаты труда».
Курс «Организация и регулирование оплаты труда» является дисциплиной вашей специализации, имеющей не только теоретическое, но и существенное прикладное значение.
Вопрос о том, как организовать систему оплаты труда в организации, как обеспечить ее соответствие специфике деятельности, повысить ее стимулирующее воздействие на работников, добиться рационального расходования средств на оплату труда, имеет непреходящую актуальность.
В условиях централизованной командной экономики, до того, как началось формирование рыночных отношений в России, на уровне отдельной организации эти проблемы были не столь остры. Единственным, по сути, работодателем в то время являлось государство. Соответственно все условия оплаты определялись централизованно и были обязательны к применению. Так, централизованно утверждались обязательные к использованию тарифные сетки, устанавливались тарифные ставки и оклады для различных отраслей, профессий, должностей, расценки на те или иные виды работ, ограничивались максимальные размеры заработной платы, премий, доплат и надбавок. В этих условиях размер фонда заработной платы зависел, прежде всего, от его достигнутого уровня и изменения численности работников: процветало планирование «от базы». Премиальные выплаты осуществлялись из Фонда материального поощрения, который формировался по нормативу или проценту от Фонда заработной платы.
Поскольку источником всех выплат был, по сути, государственный бюджет, предприятия не имели стимулов к трудосбережению, к повышению эффективности затрат на оплату труда. Напротив, как уже отмечалось, избыточная численность являлась фактором увеличения средств, выделяемых предприятию на заработную плату и премирование работников.
В свою очередь, невысока была и заинтересованность самих работников в улучшении индивидуальных трудовых результатов, так как максимальные размеры общего заработка ограничивались нормативными документами.
В централизованной плановой экономике отсутствовала открытая инфляция (рост цен на товары и услуги). Оставим за скобками то, что инфляция присутствовала в скрытой, подавленной форме, проявляясь в остром и хроническом товарном дефиците. Однако, стабильность розничных цен вроде бы не давала оснований повышать тарифные ставки и оклады. В результате они не пересматривались, чуть ли десятилетиями. Что же оставалось в этих условиях предприятиям, чтобы как-то повышать заработок работников, особенно рабочих, привлекать их на незанятые рабочие места? Поскольку расценки за выполненную работу формируются исходя из часовой тарифной ставки и нормы времени, возможность их повышения оставалась одна: завышать нормы времени, то есть трудозатраты, которые, исходя из норм, необходимы для выполнения единицы работы. Именно такие, крайне ненапряженные нормы времени вели к невероятным процентам перевыполнения заданий – двести, двести пятьдесят и более, что порой освещалось прессой как «трудовые рекорды», хотя было вполне очевидно, что человек не может работать сколько-либо длительное время с интенсивностью труда, вдвое превосходящей физиологически нормальную. Завышение нормированных трудозатрат опять-таки вело к содержанию избыточной численности работников. Следствием этого было крайне неэффективное использование персонала, низкий уровень заработной платы, уравнительность в оплате труда – своего рода «равенство в бедности».
Нельзя упускать из виду политическую и идеологическую составляющие происходивших процессов. Декларировалось, и не подлежало обсуждению, что, в отличие от капиталистического строя, основанного на эксплуатации работников собственниками средств производства, в условиях социализма человек работает на себя и на общество. Как один из множества собственников обобществленных на уровне государства средств производства он по определению заинтересован в их эффективном использовании. Желание больше заработать классифицировалось как стяжательство, чуть ли не как некий подрыв идеологических устоев. Провозглашался приоритет морального стимулирования труда. Реальность существенно отличалась от этих деклараций. «Как они нам платят – так мы им работаем» - такую фразу часто можно было услышать от работников.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.