для студентов V курса специальности 061100 - «Менеджмент»
Кафедра Экономики предприятий и предпринимательства
Автор: к.э.н. Бобков Л.В.
Уважаемые студенты!
Вашему вниманию представляется обзорная установочная лекция по дисциплине «Инновационный менеджмент».
Обзор теоретического материала осуществляется по следующему плану:
1. Определение, становление и основные черты инновационного менеджмента.
2. Прогнозирование и планирование инноваций.
3. Организация инновационного менеджмента.
4. Малый бизнес и инновации.
5. Инновационные проекты и расчеты их экономической эффективности.
Инновации – это получение нового или модернизированного продукта (услуги) или создание нового или повышение эффективности деятельности технологического процесса. Инновации подразделяются на продуктовые, т.е. создание новых или модернизация ранее выпускавшихся товаров и процессные, т.е. введение новых или улучшение действующих технологических процессов.
Под инновационным процессом следует понимать преобразование знаний в создание готового продукта. Инновационный процесс включает в себя научные разработки, подготовку опытного образца производство нового или модернизация существующего продукта.
Инновационная деятельность – это деятельность, направленная создание, производство и внедрение на рынках новой техники и технологии или модернизации с соответствующим научным и финансовом обеспечении.
Инновации подразделяются на:
- создание новой техники;
- модернизация существующей техники;
- создание новых технологических процессов;
- улучшение действующих технологических процессов по таким направлениям как:
- получение продукции более высокого качества;
- снижение потерь;
- улучшение экологических показателей.
В инновационную деятельность входят следующие виды деятельности:
Подготовка и выпуск нового продукта или услуги;
- подготовка, освоение нового технологического процесса;
- подготовка, если требуется, то и переподготовка персонала;
- приобретение патентов и лицензий;
- приобретение машин и оборудования;
- разработка технологических карт.
Под инновационным менеджментом следует понимать совокупность процедур и задач, которые определяются уровнем развития инновационного процесса. В состав процедур и задач входят следующие элементы:
- четкая цель;
- состав органов управления;
- наличие прямых и обратных связей;
- граница влияния системы на выпускаемую продукцию.
Развитие инновационного менеджмента началось с работ Шумпетера. В нашей стране этими вопросами первым стал заниматься Кондратьев.
Для экономики России важнейшее значение имеет выполнение следующих задач инновационного менеджмента:
- сохранение и развитие инновационной деятельности за счет четкого определения целей государства и организаций;
- развитие инновационной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности;
- развитие инновационной деятельности для решения социальных и экологических проблем.
Функциями инновационного менеджмента являются:
- организация отбора наиболее важных направлений развития науки и техники;
-обеспечение в государстве и в организациях необходимого научного задела;
- четкая увязка интересов государства и организаций.
Как известно, за последние 150 лет происходит постоянный процесс внедрения инноваций в производство и в повседневную жизнь граждан. Инновационный процесс происходит в форме эволюции, т.е. постепенное насыщение рынка новыми товарами и в форме революции – стремительного насыщения рынка принципиально новыми товарами. Примером первого может служить телефонизация городов и поселков, а второго – сотовая телефонная связь.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.