Политология: Методические указания по организации самостоятельной работы студентов, страница 8

Авторы считают, что  наряду с организационными требованиями важно соблюдать и такие условия тестирования как:

1.  Предварительная подготовка организаторов тестирования;

2.  выработка взаимопонимания (установление контакта преподавателя и студентов);

3.  Тестирование необходимо провести в спокойной обстановке, не вызывая какой-либо тревожности, волнения;

4.  Тестирование должно проводиться регулярно, приобретать привычный характер;

5.  Однако из требований учебного и научного тестирования является то, что оно должно быть проведено профессионалом. Необходимо обратить внимание на такие моменты как конфиденциальность и такт. Особенно это касается преподавателя, когда он сообщает итоги, результаты тестирования (итоги подводятся по пятибалльной системе).

Оценка за тестирование ни в коем случае не должны рассматриваться как единственная итоговая, например, за полугодие. Она должна быть лишь частью общей оценкой работы студента по учебной дисциплине.

Составление политических кроссвордов может быть поручено студентам на дом, а затем на занятиях работать по ним.

Специфические формы активизации самостоятельной работы студентов: использование мемуаров (книг известных политиков), поисково-исследовательские задачи.

Суть этих методов состоит в следующем. Так, используя мемуары  известных политологов студентам дается таблица в которой указаны авторы мемуаров, название книг и дается задание указать страницы в книгах политиков, на которых авторы, указывают например факторы определявшие выбор избирателей. Подробно этот метод описан в статье А.Х. Аипова: «Системный подход в использовании мемуаров на семинарских занятиях по политологии» [5].

Поисково-исследовательское задание – метод организации самостоятельной работы, предполагающий синтез 2-х составляющих: поиск эмпирических данных, с решением проблемной задачи, и анализ этих данных. «Главное достоинство метода, - считает Н.Н. Колмыкова, - создание условий для превращения студента в субъект учебного процесса: [6]. Тематика заданий определяется с учетом разработанности той или иной проблемы, учитывать индивидуальный познавательный интерес и творческий потенциал студента.

В деятельности кафедр политологии важное значение приобретают вопросы организации самостоятельной работы во внеучебное время.

Определенный интерес может представлять организация и проведение заседаний дискуссионных студенческих клубов. Так, к примеру, в Российском государственном торгово-экономическом университете действует студенческий клуб «Вы должны знать правду». В Кемеровском институте (филиале) РГТЭУ действует дискуссионный политический клуб «Политея».

Что дает организация подобного рода студенческих клубов?  Каковы цели, задачи и основные направления их работы. Хотелось бы обобщить опыт работы клуба «Политея». 

При создании студенческого клуба преподаватели кафедры преследовали две основные цели. Во-первых, развивать у студентов интерес к политическим проблемам. Во-вторых, сформировать у студентов потребность в получении научной информации по политическим проблемам.

Каковы организационные принципы формирования студенческого клуба? Два принципа – добровольность и общий познавательный интерес.

Традиционно в начале учебного года проходят организационные собрания членов клуба. На нем избирается актив клуба. В состав совета клуба избираются:

- президент;

- вице-президент;

- члены совета клуба;

- пресс-секретарь клуба;

- совет клуба.

Совет клуба решает вопросы о проведении заседаний клуба, о тематике докладов. Преподаватели выступают в роли научных руководителей, координаторов. Они предлагают студентам примерный перечень тем для подготовки докладов. Студенты исходя из своих интересов избирают темы докладов.

Заседания клуба проходят регулярно, не реже одного  раза в месяц. Каждое заседание клуба оформляется протоколом. Заседания клуба проходят таким образом, что заранее за несколько дней вывешивается объявление во всех  корпусах института. В объявлении указывается дата, время, место проведения, темы докладов, докладчики. Докладчики готовят накануне тезисы своих выступлений и передают их на кафедру, в читальный зал библиотеки.