Анализ научно-методической литературы по вопросам организации самостоятельной работы студентов показывает, что пока не сложилось однозначного мнения относительно самого понятия «самостоятельная работа студентов». Есть разные точки зрения на этот счет одни авторы считают, что самостоятельная работа студента может проходить только во внеучебное время. Другие авторы считают, что структуру самостоятельной работы студентов можно условно подразделить на две части: первую составляют самостоятельная работа студента под руководством преподавателя, иначе говоря организация самостоятельной работы и вторую часть составляет самостоятельная работа без участия преподавателя.
Третьи считают, что самостоятельная работа студента возможна как в аудитории, так и вне ее.
При этом высшим проявлением самостоятельной работы студента является научно-исследовательская работа.
Схематично это может выглядеть так:
Рис. 1. Виды самостоятельной работы
По мнению ряда авторов качественно новым понятием наряду с понятием «СРС» «самостоятельность», является понятие «самостоятельная деятельность студента» (СДС), характеризующие инициативу составленной мысли студента, а не повторение мыслей других.
Почему существуют разные точки зрения на СРС? Одни авторы считают что наличие разных точек зрения объясняется тем, что исследователи рассматривают частные методики к каким-то конкретным учебным дисциплинам. Однако более правомерным можно считать утверждение других авторов, которые утверждают, что исследователи при анализе самостоятельной работы не учитывают разные уровни самостоятельности и не совсем четко представляют СРС в зависимости от места, времени ее проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами.
Можно также согласиться с мнением ряда авторов, которые считают при организации СРС необходимо руководствоваться следующим:
- СРС должна рассматриваться в общей совокупности всех составляющих учебного методического и научного процессов;
- должна быть обеспечена мотивация СРС;
- СРС должна оказаться на наличие методической литературы и использование ЭВМ:
- необходима организация контроля усвоения учебного материала, особенно проработанного самим студентом без участия преподавателя;
- должна выявляться эффективность различных форм организации и контроля самостоятельной работы студентов.
Организация и контроль СРС
Эффективность различных форм и методов организации и контроля самостоятельной работы студентов может быть выявлена в том случае, если происходит процесс постоянного ее совершенствования.
Каковы могут быть первоочередные меры, направленные на совершенствование СРС:
1. Обучение студентов навыкам СРС
2. Разработки и издание для этого методической литературы
3. Продуманное, оптимальное составление расписания учебных занятий студентов
4. Работа по установлению оптимального соотношения аудиторных и внеаудиторных занятий.
Хотелось бы обратить особое внимание на реализацию первой меры. Какие же умения и навыки необходимо сформировать у студентов в процессе преподавания политологии? Думается, что при ответе на этот вопрос мы можем согласиться с мнением Р.И. Руденко, которая считает, что в процессе изучения социологии и политологии в высшей школе необходимо сформировать у обучающихся определенную систему, включающую умения и навыки:
- слушания, записи лекций, анализа и оценки ее: подготовки своего выступления, его записи и исполнения; анализе и оценки выступлений участников семинаров – других форм групповой работы;
- работы с социально-политической научной и публицистической литературой и библиографией; методикой владения всеми видами чтения, в том числе критического, быстрого; разнообразными формами записи, написание и оформление докладов, рефератов и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.