Как отмечает Ю.А. Прохорова: - Студенты на лекции не просто следуют за рассуждением преподавателя, но и активно участвуют в них, сами ставят вопросы, ищут вместе с лектором ответ на них. При этом активно работает не только моторная память, направленная на запоминание, но и мышление, которое нацеливает на анализ, синтез, выяснение причинно-следственных связей.
Преимущество концептуальной лекции в том, что она отличается системностью, дает полное представление по рассматриваемой проблеме.
Заслуживает внимания точка зрения И.М. Чудиновой, высказанное в статье «Особенности политического образования студентов в условиях плюрализма идеологий».
По мнению И.М. Чудиновой основная цель преподавания политологии – формирование политической культуры студентов.
Сегодня изменяется роль преподавателя. Он не является пропагандистом предопределенных сверху идей и политических установок, но и свой собственный выбор он не должен навязывать студенту. На первое место в преподавании, - считает автор должны быть поставлены научные аргументации (объективность доказательность положений и выводов) и нравственная позиция преподавателя (честность, принципиальность, ответственность).
Основная функция преподавателя сводится к тому, чтобы предложить студенту научно-методический инструментарий для последующего самостоятельного изучения реальных процессов политической жизни так считает И.М. Чудинова.
Овладев этим инструментарием, студент получает возможность самостоятельно делать выбор из предложенных концепций, формулировать собственную политическую позицию.
Помочь студенту сформулировать собственную политическую позицию помогает и такая форма как проведение заключительной лекции в форме научно-теоретической конференции. В ходе подготовки к научно-теоретической конференции, с учетом профиля факультета, студенты разрабатывают ту или иную особенную проблему, а затем на конференции выступают с научным докладом.
Научные доклады, с которым выступают студенты на научно-теоретических конференциях, вызывают большой интерес у однокурсников. Они задают вопросы докладчику высказывают свою точку зрения на проблему, расширяют свои политические знания.
Продолжение самостоятельной работы на лекциях является их работа на семинарских занятиях.
Какие же активные функции самостоятельной работы студентов применение на семинарских занятиях и какова их эффективность?
В ряде вузов нашего региона сложилось практика подготовки студентами политических обзоров по актуальным политическим проблемам в регионе, стране, за рубежом.
Эта форма дает возможность студентам не только проявлять теоретические аспекты, но и осуществлять проблемы политической практики.
В ходе проведения семинарских занятий очень важно вооружить студентов знанием основных понятий курса политологии. В ряде вузов Кемерова практикуется такая форма как обязательное изложение основных понятий по той или иной теме.
Интересной формой проведения семинарских занятий могут быть: деловая игра, пресс-конференция.
При этом нужно учитывать определенные требования предъявляемые к тем или иным формам.
Очень ценное замечание высказано, например, автором статьи «Методика человеческих игр в процессе преподавания социологии и политологии». Т.В. Свадьбиной, не всякая аудитория готова «играть». Необходимо, чтобы у студентов появилось желание играть. Автор считает, что игра – это часть целой «игровой системы», которая включает:
1) информативную часть (лекции, теоретическое сообщение);
2) тестирование;
3) тренинг с целью «разговорить студента», выявить его социально-психологические, коммуникативные, поведенческие особенности;
4) собственно деловая игра – с ее задачами, сценарием, содержанием уровня, формами проведения, результатами и обсуждением.
При проведении деловых игр важно учитывать «техническую сторону» т.е. участники игры должны располагаться за столами расставленные «полукругом». Это нужно сделать для того, чтобы у студентов была возможность обращения друг к другу, а у преподавателя возможность отслеживать участие каждого в игре.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.