- составление программы проведения микро и макро социологических, политологических исследований, реализации этой программы и оформление результатов в виде предложений и рекомендаций;
- участие в беседе, делаются при обсуждении социально-политических проблем, аргументированного отстаивания в споре своей точки зрения, прогнозирование событий и их результатов;
- овладения комплексом аудиовизуальных средств и ЭВМ;
- грамотного критического анализа и использование статистических данных, документов, их обработка, систематизации и классификации, выделения наиболее важного, основного;
- научного творческого мышления и исследования;
- творческого составления, формулирование и решение различных заданий как учебных, так и научных;
- политического анализа и менеджмента, участие в избирательных кампаниях, анализе, подготовке и составлении политических документов и материалов к ним.
Из всех перечисленных умений и навыков, которые необходимо сформулировать у студентов, на наш взгляд акцент должен быть сделан на то чтобы сформулировать умение анализировать лекцию, литературу, политические процессы и явления.
В условиях когда происходит процесс перехода в высшей школе от педагогики сотрудничества к педагогике взаимодействия преподавателя и студента которое проявляется в том, что преподаватели и обучаемый являются одновременно и субъектом деятельности и объектами. При этом весь учебный процесс должен быть наполнен их сотворчеством, широким и постоянным применением активных форм и методов и средств преподавания и обучения.
Как известно учебный процесс составляет два основных элемента:
- передача информации от обучающего к обучаемому;
- усвоение информации.
На первом этапе т.е. этапе передачи информации, существенным фактором является доступность ее понимания. Это зависит от преподавателя.
Второй этап – усвоение информации, теснейшим образом связан с самостоятельной работой студентов. Без самостоятельной работы студентов не возможно усвоение информации.
Каковы же основные действия по усвоению информации?
1. Уяснение содержание учебного материала (учебников, учебных пособий, монографий, научных статей).
2. Уяснение содержания учебного материала в условиях его организации путем дедуктивного выведения. На основе сообщенных обучающимся примеров исходных отдельных явлений, их характеристик и принципов они должны вывести следствие и дать объяснение конкретным объектам и процессам.
3. Уяснение содержания учебного материала в условиях его организации путем самостоятельного поиска.
Этапы поиска:
- ознакомление с условиями и возникновением проблемы;
- поиск и нахождение новых способов решения;
- проверка и уточнение найденного принципа.
4. Отработка и освоение учебного материала. Эти действия нацелены на овладение знаниями – умение воспроизводить их самостоятельно без опоры на тексты и пользоваться ими для включения в решение научных или практических проблем.
Все эти действия должны сопровождаться контролем как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающегося, т.к. самоконтроль один из важнейших факторов самоорганизации и самовоспитания.
Итак, какие же существуют активные формы, методы, средства и приемы активизации самостоятельной работы студентов при изучении политологии?
Активные формы и методы обучения находят применение на лекциях, семинарах во внеаудиторное время, а также при развитии основных направлений научно-исследовательской работы студентов.
Как отмечают авторы, сегодня в процессе преподавания политологии, на лекциях не получают применение такие формы как: проблемные и концептуальные лекции, причем если они проводятся в форме лекций-диалога, а не монолога, то еще более повышает их активизирующие влияние на студентов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.