начнете рассматривать, чтобы случайно не купить что попало.
Г.П.: А вот при выборе начинается другое. Вопрос я ваш кажется
понимаю. Но что ответить вам, не понимаю. В ММК /как в сказке с Золушкой/ мы еще не волшебники, мы еще только учимся. Мы в ММК еще только строим соответствующую логику. Но на это необходимо класть жизнь. А у нас еще первая генерация или первое поколение свою жизнь не прожили. Я вот тут еще двигаюсь.
"Проблемы исследования систем и структур" 1965 г. Там этот вопрос обсуждался. А также ОДИ-50.
Копытов: Вот если наука кладет перед собой жизнь..
Г.П.: Какая это наука жизнью занимается? Копытов: т.е. научный подход реализует.
Г.П.: В институте биофизики, когда я сказал, что мы не изучаем нашу деятельность и мышление, мы изучаем всю природу, мне ответили, мол, ну, да, этим должны заниматься гуманитарные науки. Я ответил: "умерли они. Похоронить их надо. А вы их за живых держите". Правда есть философия жизни, но она - "за бугром", и не очень говорят хорошая.
Копытов: Как вы передаете методы? Как объективируете методы и какие трудности его взятия. Есть мир, пространство ценностей и мир методов.
Г.П.: Обсудим. Вопрос, интересный. Нo теперь я должен рассказать о своем движении к проблемам педагогики и образования.
В 1951 г. я пришел в несколько школ преподавателем физики, логики, психологии.
В I958-60 гг. я работал в издательстве педагогических наук. И отредактировал словарь педагогики, затем сборник статей о системе образования в СССР /но читать я вам его не советую/ и избранные педагогические сочинения Блонского /урок подлинной педагогики. Он работал с Крупской, через которую мог общаться с Лениным. Единая трудовая школа/. В 1960-65 гг. - Институт дошкольного воспитания АПН /директор Запорожец/. Меня "бросили" на смычку дошкольного образования и школы. Я должен был отвечать за математическую подготовку дошкольников.
Вместе с С.Г. Якобсон проводили исследование процессов решения задач детьми на разных возрастах и результатом были несколько работ по анализу способов решения арифметических задач /Н.Г.Алексеев как раз в своей лекции выразил переход от процесса решения задачи к способу решения, который характеризует собственно мыслительные способности, мыслительные способы или виды деятельности /. Н.Г. Алексеев занимался 5 классом, а мы 1-2 классами.
В институте мне поручили также профессиональную подготовку аспирантов,
т.е. читать лекции и семинары по методологии научного педагогического исследования. Вот тут и началась разработка методологии пед. исследования. И я вышел на проблемы теоретической педагогики. Теперь проблемы педагогики составляют часть души моей и тела. Практическая деятельность двигала методологию.
1. «Психологические и логические метода в системе педагогики» - «Вопросы философии»- 1964 - №7
2. Сб. "Педагогика и логика" /Он представляет собой верхний предел того, до чего дошло ММК, кроме, может быть, только нескольких моментов, например, ситуации в учении и обучении/
3. Сб. под ред. Давыдова и Амонашвили. 1974г.
4. "Проблемы обучения и развития в свете теории деятельности" Сб."Обучение и развитие" 1965-66г. /Общество психологов/.
С 1967-68 гг. начинается новая ситуация /и особенно после 27 съезда/, которую я должен обсуждать сейчас.
Первое положение. Современное общество существует в нескольких основных процессах. Хотя само понятие "несколько основных процессов" внутренне противоречивое. Основной процесс или центральный должен быть один /иначе непорядок и бесхозяйственность, если центров два и более/. Но все-таки я говорю о нескольких основных процессах, в которых существует общество. На одной ОДИ мы выделили следующие:
1. Воспроизводство /подлинно основной процесс/.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.