Современная ситуация в образовании и воспитании, страница 10

2.  Производство /выродок от воспроизводства, который вылез в послед нее время и демонстрирует свои неприглядные качества/

3.  Функционирование

4.  Развитие

5.  ОРУ /сложный - организация, руководство, управление/

6.  Деструкция и захоронение.

          Вот совокупность этих шести социумальных или общественных процессов и образуют основное процессуальное ядро нашей жизни. И мы все существуем в соответствующих векторах этих шести процессов, хотя с деструкцией и захоронением у нас очень плохо, поэтому все мертвецы, накопившиеся за много тысяч лет, бродят вокруг нас и ме­шают нам жить. Но такой процесс должен быть...

          Среди этих процессов воспроизводство есть основной,  решающий, потому что развития может не быть, и функционирования может не быть. А вот если процесс воспроизводства остановится, то общество перестает существовать. И в этом, смысле можно сказать,  что все общество стоит     на процессе воспроизводства. И именно воспроизводство задает целостность общества и его сохранение и продолжение в истории. И это вроде бы есть основание и условие того,  что я буду говорить дальше. Это основание я раскрою подробнее, со схемами, но сначала 2-ой тезис.

          Сегодня образование, воспитание стало основной технологией общества. Это основной технологический процесс и вместе с тем основное и подлинное производство. Все остальные играют второсте­пенную роль и переходят вообще в состояние практической незначи­мости. Вот это - 2-й тезис. И их надо рассматривать в паре и разъяснять в паре.

          Теперь я перехожу к теоретическому рассмотрению схемы воспроиз­водства, выражающей основную суть процессов воспроизводства. И на этой схе­ме я затем буду вводить функцию и назначение образования. При этом, я надеюсь, что вы уже поняли, что вот эта схема - структурная схе­ма, или структура воспроизводства, - и есть то твердое ядро или каркас, на котором развертывается вся общественная жизнь. И это тот каркас, который образует незримую или невидимую суть всех процессов на­шей жизни, и основной закон, подчиняющий себе и наши с вами действия, и функционирование науки, и функционирование обучения. Этот процесс воспроизводства описан в 3-х статьях.

1.  I965. "0 методе семиотического исследования знаковых систем и естественное и искусственное в семиотических системах". Сб.:"Семиотика и восточные языки".

2.  1967.

3.  1967

          Это незримое понятие и увидеть его нельзя,  сколько бы мы ни пялились на окружающее.

          И она соединяет все явления нашейобщественной жизни. И суть ее состоит в том, что двойственность, по крайней мере, или мультиплицированность всех явлений общественной жизни или общест­венного бытия, все, что есть в человеческом обществе, существует, по крайней мере, два раза.

          Один раз: в ситуации коллективного мыследействия или социидальной ситуации /социидальный - теоретический термин, который не надо путать с термином социальный или общественный/. Второй раз: как определенный элемент или организованность   в куль­туре, которая транслируется.

          И вот это вроде самое главное - мультиплицированность всего, что есть.

          Чтобы пояснить эту мысль на простом примере, можно обратиться к идее двойника в космических полетах. Готовят сразу двух: первого и второго. Если первый заболеет, то полетит второй. Посколькусама система космического полета по сравнению с человеческой жизнью и су­ществованием отдельного человека есть такая махина, которая имеет свою инерцию, свое движение. Все налажено, топливо подвозят и на­чинают рассчитывать траекторию движения к назначенному сроку за­ранее. Вся эта система работы не может быть сдвинута.