Теперь второе замечание по поводу выхода на ситуацию. /Поскольку тема: современная ситуация в образовании и воспитании/.
Что такое современная ситуация? И как мы определяем все это относительно ситуации, вот эта историчность, своевременность? Но, прежде всего, это, конечно, зависит от того, какие мы выкладываем призмы и представления. Но, первое, что нам приходится здесь фиксировать, это то, что исторические процессы и историческая жизнь -полипроцессуальны, историческая жизнь имеет много разных процессов, разного уровня. Каждый из нас всегда живет и существует в множестве разных и разноречивых процессов. Отсюда, сама установка на анализ ситуации означает, что все и каждый эти процессы надо выделять, фиксировать их определенным образом и зарисовать. И поскольку мы привыкли мыслить научно, ибо научное мышление давало некоторую иллюзию объективности до последнего времени. И думали даже, что это аж почти объективность. Сейчас уже в мире почти никто так не думает, поскольку мы вышли в метапланы и оценили саму эту науку. Научное мышление было заменяющее объективную структуру, с т.зр. которой мы оценивали все происходящее, поэтому научные мифы рассматривались нами как объективность. Такой исторический период был. Он вроде сейчас кончается.
Итак, мы должны выделить много разных процессов и прежде всего зафиксировать, что мыживем во многих разных процессах. И определить ситуацию - это значит выделить все эти процессы и каждый из них прописать. Но очень важны средства, в которых мы это будем делать и формы, в которых мы это будем фиксировать. И вроде бы, если я хочу теперь прорисовать ситуацию, я беру этот кусочек и рисую его иначе. Мы должны повесить ряд листочков, на каждом из которых изобразить свой процесс, характерный для нынешней ситуации или значимый в нынешней ситуации. Вот один, рядом другой, потом третий, 4-й и т.д. На каждом из них разные процессы. И у нас получится многофасеточная структура, как определяющая наше видение и отражение. Здесь получается полипроцессуальная или мульти-картина. Здесь структура топик. Я просто разделяю разные листочки и на каждом рисую свой процесс. Но я мог поставить перед собой специальную задачу систематизации, и, следовательно, дифференцировать и расщеплять здесь не отношения и лучи зрения, а постараться их особым образом как бы не объективно, а топически по месту организовать. Тогда я рисую совокупность объемлющих рамок, куда я стараюсь положить, скажем, в самую предельную крайнюю рамку самый широкий процесс, а внутрь - другие рамочки. И у меня получается уже пространство, организованное для дальнейшей объективации. Ну, это очень напоминает метод и способ мышления, который в свое время выдумал Аристотель исоздал логику греческого языка и структуру: самое глубокое, самое широкое суть - это самое общее и распространяющееся на самое большое количество объектов, дальше идет ближайшее, более узкое; и еще более узкое и т.д. И тогда можно будет ставить еще потом вопрос на следующих схемах о том, как же это объективно соорганизовано и в конце концов выходить к научным моделям, фиксирующим нашу жизнь.
Но вы понимаете, что когда я даже говорю это или формулирую эту задачу, я говорю с известной издевкой, поскольку вроде бы жизнь описать или фиксировать таким образом логически нельзя. И в этом прелесть жизни, слава богу, что нельзя. Жизнь можно только проживать, действуя в ней. Но вот описание ситуации – это еще никем, никогда и нигде не было сделано. И сама эта задача многим будет казаться идиотской и чудовищной, но помыслить такое тоже можно, что вот так это все организуется по принципу объемлимости: здесь самые общие здесь самые узкие, имеющие малый ареал, действия. Но во всяком случае сама идея полипроцессуальности ситуации очень важна. И если я взялся обсуждать современную ситуацию с образованием, воспитанием и педагогикой, то я должен нечто подобное рисовать. Т.e. культура, наша европейская логика, способы мышления, которые мы имеем заставляют нас это делать, обязывают, хотя материал явно не влезает.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.