1. РОЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
Производственные процессы – совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов направленных на преобразование исходных ресурсов в готовую продукцию.
Виды ресурсы: капитал, труд (раб. сила), технология, информация, материалы.
В теории управления организация изучается как явление и как процесс.
Организация как Явление – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей организации.
Организация как Процесс – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию связей между частями целого.
Пример: создание работоспособного коллектива или процесс организации производства.
Организация промышленного производства - это система мер направленных на рациональное сочетание живого труда (раб. силы) и средств производства в едином процессе производства. Разделяют два аспекта организованного процесса:
- деление предприятия на подразделения и группы;
- делегирование полномочий.
Делегирование – передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за них.
Полномочия – ограниченные права использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение задач организации.
Планирование – определение целей и путей их достижения.
Управление - это вид деятельности по руководству людьми в организациях.
Функции предприятия:
- техническая – выполнение работы по подготовке и выпуску продукции
- коммерческая – покупка, продажа, обмен
- финансовая – обеспечение предприятия денежными средствами и распоряжение ими
- безопасности (страхование) – защита от рисков персонала и имущества
- учетная (бухгалтерская, статистика, калькуляция) – сбор средств о деятельности предприятия
- административная (управленческая) – организация, планирование, мотивация, контроль, координирование
Контроль – проверка того, осуществляется ли деятельность предприятия согласно принятому плану и поставленным целям.
Мотивация – создавать внутренний стимул, побуждающий к высокому, эффективному труду.
Координировать (сущность управления) – это значит согласовывать, связывать, объединять все действия и усилия в организации. Обеспечение единства.
Необходимость координирования вытекает вследствие разделения труда:
- Горизонтальное разделение труда – разделение на отдельные части, функции, задания.
Разделение труда позволяет повысить производительность труда.
Классическим примером разделения труда на производственном предприятии является производство, маркетинг, финансы.
Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
- Вертикальное разделение труда – это отделение работы по координированию действий от самих действий.
Существует три управленческих уровня:
- руководители низового звена (технический уровень) - контроль над выполнением производственных заданий.
- руководители среднего звена (управленческий уровень) - подготовка информации для решений принимаемых руководителями высшего звена и передача этих решений низшим руководителям.
- руководители высшего звена (институциональный уровень) - принятие важнейших решений для организации в целом.
Руководители на техническом уровне находятся непосредственно над работниками и исполнителями. Занимаются ежедневными операциями необходимыми для выполнения работ без срыва в конкретном подразделении.
Руководители управленческого уровня координируют и контролируют работу низовых руководителей. Важнейшая функция – это переработка первичной информации для выше стоящих руководителей, передача распоряжений руководителей высшего звена до низовых рук-лей.
Руководители институционального уровня отвечают за принятие важнейших стратегических решений для предприятия в целом, формулируют цели и задачи, структуру предприятия.
Основные (общие) принципы управления:
1.Власть – право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчинятся.
2.Единство руководство - единство действий составленной программой.
3.Единство распорядительства - требует, чтобы работник получал приказы только от одного непосредственного начальника.
4.Иерархия – порядок, согласно которому персонал предприятия классифицируется от высшей власти до исполнительной.
5.Дисциплина.
6.Постоянство командования – власть всегда должна быть представлена на предприятии.
2. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ЦЕЛИ. ЗАДАЧИ.
Внутренние (переменные) факторы – это ситуационные факторы внутри организации, они являются результатом управленческих решений. К ним относят: цели, задачи, структура, технология, люди (персонал).
Цели организации – это конкретные конечные состояния или желаемый результат, к которым стремится организация.
В общем случае цели организации включают преобразование исходных ресурсов для достижения желаемых результатов.
Различают цели организации и цели подразделений организации.
Задача - предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена определенным способом в заданные сроки. (Задачи предписываются не конкретному работнику, а должности, которую он занимает).
Все задачи традиционно делят на три категории:
- работа с людьми
- работа с предметами труда
- работа с информацией
3. ПОНЯТИЕ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.