Арматура фонтанная для добычи нефти и газа. Изучение конструкции станка-качалки СКН2-615. Штанговые скважинные насосы. Изучение конструкции и испытание погружного центробежного насоса. Изучение конструкции погружного диафрагменного насоса, страница 9

2. УСТАНОВКА ПОГРУШОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА

Установка электроцентробежного погружного насоса (УЭЦН) предназначается для подачи жидкости на скважины на дневную поверхность. Установка насоса состоит из насоса, протектора, погружного электродвигателя (ПЭД), компенсатора (рис. 1).

ЭЦН подвешен на насосно-компрессорных трубах (НКТ). Питание электродвигателя осуществляется посредством кабеля.

Наземное (поверхностное) оборудование состоит из устьевой арматуры, станции управления, автотрансформатора, устройств для намотки (размотки) кабеля: барабан, ролик подвесной.

Центробежный насос приводится в действие погружным электродвигателем.

Протектор предотвращает проникновение пластовой жидкости (внешней среды) в полость электродвигателя.

Взаимодействие масляной полости электродвигателя с внешней средой осуществляется через компенсатор. Компенсатор передает давление внешней среды масляной полости электродвигателя и компенсирует утечки смазочного материала из полости двигателя.

Насосно-компрессорные трубы служат каналом для подъёма жидкости из скважины к подвесной ЭЦН.

Кабель предназначается для подачи напряжения на клеммы погружного электродвигателя. Крепление кабеля к трубам НКТ осуществляется с помощью металлических поясов.

Устьевая арматура предназначена для герметизации внутритрубного и затрубного пространства скважин и отвода добываемой жидкости в сборный трубопровод.

Станция управления обеспечивает запуск и автоматическую работу ЭЦН в скважине. Она снабжена электроизмерительной и регулирующей аппаратурой.

Автотрансформатор обеспечивает выбор необходимой величины напряжения для электродвигателя.

С помощью барабана и подвесного ролика осуществляется намотка и разметка кабеля.

3.1. Устройство погружного центрабежного насоса

Погружные центробежные насосы для добычи жидкости из скважин являются многоступенчатыми. Количество ступеней доходит до 400. Многоступенчатость предопределяет исполнение насоса в виде секций, соединенных между собой.

Рабочие колеса (рис. 2) и направляющие аппараты, собранные в пакет на валу, помещаются в стальной корпус. Снизу в корпус ввинчивается основание насоса с приемными отверстиями, посредством которых пластовая жидкость поступает из первой ступени насоса. С помощью ниппеля осуществляется крепление направляющих аппаратов в корпусе насоса.

Рабочие колеса насажены на вал с зазором. Рабочие колеса соединены с валом продольной призматической шпонкой и могут свободно перемешаться вдоль вала в осевом направлении, каждое рабочее колесо опирается на направляющий аппарат через шайбу (например, из текстолита). Таким путем осевые нагрузки от рабочих; колес воспринимаются корпусом насоса через направляющие аппараты. Верхние диски рабочих колес снабжены шайбами (например, из текстолита ) меньшей толщины для случая работы насоса в режиме запуска при открытой задвижке (осевые усилия в ступенях направлены снизу вверх).

Опорными элементами вала являются верхний опорный узел, включающий осевую пяту скольжения, и радиальные подшипники скольжения. Втулки рабочих колес и соответствующие им поверхности в направляющих аппаратах образует промежуточные радиальные опоры скольжения, Специальные радиальные опоры скольжения вала располагается на расстоянии примерно одного метра друг от друга. Нижний опорный узел вала, расположенный в основании, представляет собой многорядный радиально-упорный шарикоподшипник, воспринимающий нагрузки, действующие сверху вниз и наоборот.

Уплотнение насоса состоит в следующем. Уплотнение по корпусу осуществляется за счет соответствующей посадки направляющих аппаратов в корпусе на густой графитовой смазке с уплотнением по торцам за счет прижатия торцов. Герметизация вала осуществляется посредством уплотнения мандатного типа, расположенного в основании.

Над приемными отверстиями в основании насоса установлена сетка (фильтр), исключающая засорения рабочих колес и направляющих аппаратов.

Нижний конец вала снабжен шлицами и соединяемся с валом протектора шлицевой муфтой.