Полученное значение технического расхода топлива на 100 км пробега автосамосвалом типа БелАЗ-75216 (1397 л/100 км) находится в пределах интервала значений фактического расхода топлива в производственных условиях (от 760 до 1400 л/100км) [5, с. 343]. На основании этого, в первом приближении правомерно утверждать, что принятый для исходных данных вариант автомобильного транспорта является допустимым, и расчёт выполнен правильно.
1.5.1 Специальная часть «Выбор оптимальной модели самосвала».
Для работы с экскаватором ЭКГ-15 приняты к рассмотрению автосамосвалы БелАЗ–751410, БелАЗ–75131, БелАЗ–75216.
Масса груза в кузове автосамосвала определяется с соответствиями с нормами технологического проектирования [7, п. 5.27], с учетом плотности разрыхленной горной массы, коэффициента разрыхления пород и вместимости кузова автосамосвала. Коэффициент разрыхления пород в зависимости от плотности в целике приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Коэффициент разрыхления пород
Плотность пород в целике, т/м3 |
1,5-1,8 |
1,9-2,2 |
2,3-2,5 |
Коэффициент разрыхления |
1,15-1,25 |
1,3-1,43 |
1,45-1,5 |
Определение фактической массы груза, загруженного в автосамосвал, производится по методике [6, c. 44], в соответствии с которой в кузове может поместиться только целое число ковшей экскаватора.
Для автосамосвала БелАЗ-75216 соотношение вместимостей ковша экскаватора и кузова автосамосвала с «шапкой» 15:110=1:7,33, где 110 – геометрическая вместимость кузова с «шапкой», м3, [3,с.26, табл.1.5].
Определяем число ковшей экскаватора в кузове автосамосвала по его ёмкости (3.1) и по грузоподъёмности (3.2) по формулам:
где Vном – номинальный объем кузова с «шапкой»,м3, Vном = 110 м3 [3, с.26, табл.1.5];
Кн.к. – коэффициент наполнения ковша, Кн.к. = 0,8 [5, с. 342];
Ку – коэффициент уплотнения породы, Ку=0,87 [6, с.44];
Кр.к. – коэффициент разрыхления породы, Кр.к = 1,45 [7, с. 16];
qном – номинальная грузоподъемность кузова, т, qном = 190 [3, с.26; табл. 1.5];
rц – плотность пород в целике, т/м3 rц =2,52 [13, с. 24].
Подставим численные значения в формулы (1.1) и (1.2) получим:
Для дальнейших расчетов принимаем из и меньшее и округляем до целого nк=9. При округлении необходимо руководствоваться правилом округления дроби менее 0,75 в меньшую сторону [7, c. 44].
Фактическая масса груза в кузове определяется по формуле [7, c. 44]:
Коэффициент тары технический:
где qт – масса без груза, т, qт = 105 [3, с. 26; табл. 1.5];
q – грузоподъемность, т, q=130 [3, с. 26; табл. 1.5].
Подставим численные значения в формулу (1.4) и получим:
Коэффициент тары действительный:
Величина разности:
Коэффициент использования грузоподъемности:
- для автосамосвала БелАЗ 7514-10:
15:61=1:4,07.
Принимаем n = 5.
- для автосамосвала БелАЗ 75131:
15:77=1:5,13.
Принимаем n = 6.
В табл. 1.4 приведены результаты расчета показателей сравниваемых моделей автосамосвалов при работе с экскаватором ЭКГ-15.
Таблица 1.4
Показатели сравниваемых моделей автосамосвалов при работе
с экскаватором ЭКГ-15
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.