Карьерный транспорт участка №1 разреза «Черниговец», страница 3

Полученное значение технического расхода топлива на 100 км пробега автосамосвалом типа БелАЗ-75216 (1397 л/100 км) находится в пределах интервала значений фактического расхода топлива в производственных условиях (от 760 до 1400 л/100км) [5, с. 343]. На основании этого, в первом приближении правомерно утверждать, что принятый для исходных данных вариант автомобильного транспорта является допустимым, и расчёт выполнен правильно.

1.5.1 Специальная часть  «Выбор оптимальной модели самосвала».

Для работы с экскаватором ЭКГ-15 приняты к рассмотрению автосамосвалы БелАЗ–751410, БелАЗ–75131, БелАЗ–75216.

Масса груза в кузове автосамосвала определяется с соответствиями с нормами технологического проектирования [7, п. 5.27], с учетом плотности разрыхленной горной массы, коэффициента разрыхления пород и вместимости кузова автосамосвала. Коэффициент разрыхления пород в зависимости от плотности в целике приведены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Коэффициент разрыхления пород

Плотность пород в целике, т/м3

1,5-1,8

1,9-2,2

2,3-2,5

Коэффициент разрыхления

1,15-1,25

1,3-1,43

1,45-1,5

Определение фактической массы груза, загруженного в автосамосвал, производится по методике [6, c. 44], в соответствии с которой в кузове может поместиться только целое число ковшей экскаватора.

Для автосамосвала БелАЗ-75216 соотношение вместимостей ковша экскаватора и кузова автосамосвала с «шапкой»   15:110=1:7,33, где 110 – геометрическая вместимость кузова с «шапкой», м3, [3,с.26, табл.1.5].

Определяем число ковшей экскаватора в кузове автосамосвала по его ёмкости (3.1) и по грузоподъёмности (3.2) по формулам:

где   Vном – номинальный объем кузова с «шапкой»,м3, Vном = 110 м3 [3, с.26, табл.1.5];

         Кн.к. – коэффициент наполнения ковша, Кн.к. = 0,8 [5, с. 342];

         Ку – коэффициент уплотнения породы, Ку=0,87 [6, с.44];

         Кр.к. – коэффициент разрыхления породы, Кр.к = 1,45 [7, с. 16];

         qном – номинальная  грузоподъемность  кузова, т,  qном  = 190 [3, с.26;  табл. 1.5];

          r­­­ц – плотность пород в целике, т/м3 r­­­ц =2,52 [13, с. 24].

Подставим численные значения в формулы (1.1) и (1.2) получим:

Для дальнейших расчетов принимаем из  и  меньшее и округляем до целого nк=9. При округлении необходимо руководствоваться правилом округления дроби менее 0,75 в меньшую сторону [7, c. 44].

Фактическая масса груза в кузове определяется по формуле [7, c. 44]:

Коэффициент тары технический:

где   qт – масса без груза, т,  qт = 105 [3, с. 26;  табл. 1.5];

        q – грузоподъемность, т, q=130 [3, с. 26;  табл. 1.5].

Подставим численные значения в формулу (1.4) и получим:

Коэффициент тары действительный:

Величина разности:

Коэффициент использования грузоподъемности:

- для автосамосвала БелАЗ 7514-10:

15:61=1:4,07.

Принимаем n = 5.

          - для автосамосвала БелАЗ 75131:

15:77=1:5,13.

Принимаем n = 6.

 В табл. 1.4 приведены результаты расчета показателей сравниваемых моделей автосамосвалов при работе с экскаватором ЭКГ-15.

Таблица 1.4

Показатели сравниваемых моделей автосамосвалов при работе 

с экскаватором ЭКГ-15