Экономика нефтегазового производства и формирование ее рынков. Понятие о предприятиях и предпринимательской деятельности. Основные производственные фонды, страница 2

Нефтяные промысла существует с давних времен – началом промышленного развития в нефтедобыче России считается 1864 г.

В истории Н промышленности в дореволюционной развитии Р можно выделить следующие 3 этапа:

1) (1864-1871) – 1864 – было добыто 8,9 тыс.т., 1971 – 26 тыс. т.;

2) (1872-1901) – бурное развитие и концу 2 периода Р по объему добыче Н вышла на 1-е место – на долю Р -12 млн.т. – 50 %;

3) (1902-1917) – период технического застоя и загнивания, в неф. промышленности Р потеряла завоеванные возможности, мировая добыча возросла в 3 раза: 1913 –10,3 млн.т., 1917- 8,8 млн.т.

После революции и особенно после гражданской войны происходило восстание Н промышленности: к 27 году – 11 млн.т., к началу ВОВ – добыча возросла 32,1.

После ВОВ на протяжении длительного периода Н промышленность развивалась интенсивно, это было достигнуто за счет открытия новых месторож-й: в 1937 -50-е в Урало-Поволжье и Зап. Сибири, 1937 г. – Туймазинское, 1932 г. – Ишимбайское.

Крупные месторождения Урало–Поволжья: Ишимбайское, Туймазинское, Шкаповское, Арлановские, Ромашкинское (в Татарии), Бухановское (в Самаре); В Западной Сибири – Самотлорское, Уст-Балык, Летонское, Западно Сургутское, Правдинское.

Ежегодный прирост 15-20 млн.т. 1974 г. – пик развития. Успешно развивается газовая промышленность, которые объединены в РАО Газпром.

В России имеются около 20 уникальных Г месторождений: Уренгойское, Ямбургское, Медвежье.

В последние годы с 1990 г. в России наметились тенденции увеличения добычи Н:

      - 1988г. – 580 млн.т.;

      - 1990г. – 515 млн. т.;

- 1995г. – 306,7 млн.т.;

      - 1996г. – 302 млн.т.;

      - с2000г. -323 млн.т. ↑;

      - 2002г. – 347 млн.т.

Снижение Н обусловлено:

1) качественно изменилась сырьевая база страны: крупные месторождения были практически выработаны, в эксплуатацию вводились малоперспективные месторождения;

2) падение добычи вызвано общеэкономическим кризисом. На развитие Н пром-ти не выделялись достаточные средства, разорвались связи;

3) не правильно проводимая ценовая политика;

4) снижение объемов геолого-поисковых работ.

Основные направления развития НГП – преодоление спада и развитие за счет:

- ввода в эксплуатацию бездействующих скважин;

- строительства новых объектов;

- создания конкурентной среды.

Сейчас Россия занимает 3-е место по добыче Н., в России 150 тыс. скв., 58 магистральных нефтепроводов.

4. Рыночный механизм.

Рынок нефти - является составной частью товарного рынка, которая предоставляет жесткую ответственность за составление контрактов. Неразрывными составляющими тов. рынка является спрос и предложение. Для установления равновесия используются следующие элементы рыночного механизма:

1) частная акционерная собственность на средства производства;

2) свобода кредитования и инвестирования;

3) свобода ценообразования;

4) свобода учреждений предприятия  и выбор организационно правовой формы;

5) свобода купли продажи;

6) равный доступ к ресурсам (тендер);

7) полная ответственность за результаты хозяйства;

При изучении рыночного механизма в Н добыче раньше основное внимание уделялась затратам, слабо изучались спрос, эластичность спроса, прибыль, цены. При изучении спроса и предложения в Н добыче необходимо рассма-тривать его во взаимосвязи с геологоразвед.

работами.

Мировой рынок нефти (МРН).

С 1974г. на МРН доминирует картель ОПЕК. ОПЕК за счет коллективного сдерживания добычи Н весьма преуспел в поддержании цен выше конкурентного уровня. ОПЕК сумел это сделать, потому что на его долю приходится 2/3 мировой добычи Н. Сред. цена  до создания ОПЕК - 3,8 $ за бар., в 1975г. - 9 $ за бар., в 1980 – 33 $. После 1980 г. цены на нефть начали снижаться, что обуславливается внедрением энергосберегающих технологий.

На МРН оказывает большое влияние Россия: 1992-93г.г. – увеличение экспорта нефти: 1991- 57 млн.т., 1992 – 66 млн.т., 1993 -74 млн.т.

§ 2. ПОНЯТИЕ О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.  Понятие о производстве предприятия, его задачи и обязанности.