Сегментация рынка. Маркетинговая программа предприятия, страница 4

l  методом «муравья» ( концентрированный метод) – ведется последовательная поисковая работа от одного сегмента к другому. Осваивается один, затем другой похожий на предыдущий сегмент. Медленно, но дешево.

l  метод «стрекозы» ( дисперсный метод) – выход сразу на максимально возможное число сегментов для отбора оптимальных. Быстро, но дорого.

Анализ сегментации резюмируется в форме сетки сегментации, в которой сравниваются характеристики идентифицированных сегментов.

3 этап. Выбор целевых сегментов.

Наилучший вариант целевых сегментов – рыночное окно и рыночная ниша.

Рыночное окно сегменты рынка, которыми пренебрегли производители соответствующей продукции (конкуренция отсутствует).

Рыночная ниша – сегмент рынка, для которого наиболее оптимальными являются товар данной фирмы и ее возможности поставки (конкуренция минимальна).

После анализа сегментации и определения целевого рынка следующей задачей является принятие решения, какую стратегию охвата рынка избрать. Выбор стратегии охвата рынка предопределяется числом выделенных потенциально рентабельных сегментов и ресурсами предприятия. Можно выделить три главных стратегических направления (табл. 4).

Таблица 4- Стратегии охвата рынка.

Виды стратегий

Характеристика стратегий

Стратегия «недифференцированного маркетинга»

Фирма игнорирует различия между сегментами рынка и рассматривает рынок как единое целое, не используя преимуществ анализа сегментов. Концентрируется на том, что есть общего в потребностях покупателей, а не на их различиях.

Стратегия «дифференцированного маркетинга

Стратегия охвата рынка, но с программами, адаптированными для каждого сегмента. Стратегия влечет более высокие затраты, но фирма может рассчитывать на захват существенной доли рынка в каждом сегменте.

Стратегия «концентрированного» маркетинга

Фирма сосредоточивает свои ресурсы на удовлетворении потребностей одного или нескольких сегментов. Сфокусированность стратегии зависит от размера сегмента и от уровня конкурентного преимущества.

4 этап. Выбор стратегии позиционирования.

 Позиционирование определяет характер восприятия фирмы целевыми покупателями.

Позиционирование товара – это определение его особенностей, характерных черт, отличающих его от аналогичных товаров-конкурентов, основа его индивидуальности и узнаваемости потребителем.

Процесс позиционирования по сути - это разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров конкурентов.

Это инструмент реализации стратегии дифференциации, когда необходимо выбрать позицию товара в каждом целевом сегменте. Процесс позиционирования требует определения:

l   отличительных свойств, выгод, на которые благоприятно реагируют покупатели

l   восприятия позиции конкурирующих марок и фирм в отношении этих свойств или выгод

l   позиции наилучшей в данном сегменте с учетом ожиданий потенциальных покупателей и позиций, занятых конкурентами

l   маркетинговых средств подходящих для завоевания и защиты выбранной позиции.

Существует шесть альтернативных типов позиционирования марки:

1.  основанное на отличительном свойстве товара;

2.  основанное на выгодах или на решении проблемы;

3.  основанное на особом способе использования;

4.  ориентированное на определенную категорию потребителей;

5.  по отношению к конкурирующей марке;

6.  основанное на разрыве с определенной категорией товаров.

          Для оценки позиции собственных товаров и товаров конкурентов на выбранном целевом рынке маркетологи используют карты восприятия.

          Если имеется ясное и четкое определение избранного позиционирования, для менеджеров операционного маркетинга становится сравнительно просто перевести позиционирование в эффективную и последовательную маркетинговую программу.

Позиционирование основано на объективной оценке уровня конкурентоспособности товара и фирмы. Наиболее целесообразно решать проблему конкурентоспособности, рассматривая ее как важный специальный объект управленческого воздействия, концентрируя все силы и возможности на решении этой проблемы.

Конкурентоспособность предприятия подразумевает:

l  способность производить конкурентоспособную продукцию;

l  умение разрабатывать стратегию, поддерживающую высокий уровень конкурентоспособности;

l  ориентацию деятельности на рынок и систематическую работу с потребителями;

l  наличие конкурентной стратегии и продуманной тактики действий по отношению к конкурентам;

l  высокую профессиональную подготовленность персонала, в том числе хорошее знание маркетинга и его возможностей;

l  умение реагировать на изменения внешней среды.

Поскольку конкурентоспособность – ключ к рыночному успеху товара и его производителя, а решение проблемы конкурентоспособности – самая сложная задача в деятельности любой фирмы товаропроизводителя, требующая согласованной целенаправленной работы всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением деятельности фирмы является разработка стратегических подходов к решению этой проблемы. Базовые стратегии конкуренции и конкурентных преимуществ представлены на рис.20.

СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ