Способы
|
Особенности способов сегментации |
Социально- демографическая сегментация ( описательная) |
Базируется на гипотезе различия социально-демографических профилей, определяются различия в искомых достоинствах и предпочтениях покупателей. Переменные сегментации: местоположение, пол, возраст, доход, общественный класс и т.д.. Метод используется часто из-за легкости измерения переменных для определения социально-демографического профиля,выбора средств коммуникаций, выявления покупателей нового товара, для количественной оценки потребителей. В центре внимания находится описание людей, а не анализ факторов, объясняющий его появлении, поэтому метод должен быть дополнен другими методами анализа. |
Сегментация по выгодам (ситуационная сегментация) |
Фокусируется на различиях в системе ценностей людей, подразумевает знание системы ценностей потребителей по отношению к рассматриваемому товару. Каждый сегмент определяется полным набором желаемых свойств. Для этого: составляется список выгод, ранжируется по важности, группируются покупатели, оценивается размер и профиль сегмента. Трудность - в отборе атрибутов для анализа, утрате знаний социально-демографического профиля сегмента, требуется сбор дорогой первичной информации,. При ситуационной сегментации используются переменные: выгоды; льготы; удобства и т.п. |
Поведенческая сегментация |
Используются критерии: ¨ Статус пользователя (потенциальные, непользователи, регулярные и нерегулярные пользователи), разрабатываются различные стратегии коммуникации; ¨ Уровень пользования товаром (мелкие, средние и крупные пользователи), наиболее важным из них по Закону Парето (20/80) создаются специальные условия. ¨ Уровень лояльности (потребителей повторно закупаемых товаров делят на безусловно лояльных, умеренно лояльных и нелояльных ), разрабатывают коммуникации для поддержания лояльности. ¨ Чувствительность к факторам маркетинга (определение группы потребителей особенно чувствительных к цене или специальным предложениям). ¨ Доверие к фирме; уровень престижа; приверженность товару; интенсивность потребления |
Социально – культурная сегментация ( сегментация по стилю жизни ) |
Исходит из идеи , что лица, сильно различающиеся в социально- демографических терминах, могут демонстрировать весьма схожее поведение, и наоборот. Стиль жизни - это глобальный продукт системы ценностей личности, ее отношений и активности манеры потребления. Критерии сегментации : стиль жизни, склонность к инновациям, групповая мотивация и т.п. |
2 этап. Анализ сегментации.
Анализ сегментации проводится с целью выяснения насколько эффективна сложившаяся на предприятии технология сегментации. Известны три эффекта сегментации:
l Эффект максимизации прибыли на единицу продукции - увеличение доходов предприятия в результате обоснованного выбора целевого сегмента, что обусловливается уменьшением издержек на распространение и продвижение товара. Такой эффект позволяет предприятию с небольшими ресурсами успешно конкурировать с предприятиями больших размеров на специализированных рынках.
l Эффект обманчивости величины сегмента - наибольшая величина сегмента не всегда соответствует наилучшим коммерческим возможностям, так как в большом сегменте вполне вероятны сильная конкуренция и высокая степень удовлетворенности потребителей товарами конкурентов. Фирма, избирающая подобный сегмент может понести убытки из-за ожесточенной конкурентной борьбы.
l Эффект игнорированного сегмента заключается в том, что наиболее успешный бизнес может развиваться именно в проигнорированном другими фирмами сегменте рынка (опыт Японии в проникновении на чужие рынки). Выявление игнорированного сегмента может стать первоочередной задачей сегментации, так как позволяет занять соответствую рыночную нишу. В этом смысле игнорированный сегмент и рыночная ниша являются синонимами.
Чтобы сегментация была эффективной она должна удовлетворять следующим условиям ( табл.3).
Таблица 3- Характеристика условий эффективной сегментации.
Условия эффективной сегментации |
Особенности условий эффективной сегментации |
Дифференцированная реакция |
Сегменты должны различаться по своей чувствительности к маркетинговой активности фирмы. Используемые критерии должны минимизировать различия между покупателями внутри одного сегмента и максимизировать различия между сегментами.. Чем четче определен характер товара, тем однороднее может быть сегмент. |
Достаточная |
Сегменты должны быть достаточно крупными, чтобы оправдать разработку специальной маркетинговой стратегии. Требуется учитывать размер сегмента по количеству , по частоте покупок, продолжительности его существования и возможность увеличения. |
Измеримость |
Выбирая целевой сегмент, нужно иметь возможность определить его размер, оценить покупательскую способность потребителей и их основные характеристики. Если критерий сегментации абстрактен, по нему трудно собрать перечисленные сведения. В этом слабость методов сегментации по выгодам и по стилю жизни. |
Доступность и легкость проникновения |
Сегменты должны быть доступными, чтобы именно на них можно было бы сконцентрировать усилия в области коммуникации и продаж. |
Уровень конкуренции |
Сегменты должны позволять предприятию вести успешную конкурентную борьбу |
Поиск оптимального целевого рынка для предприятия может проводиться :
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.