Задача предприятия структурировать базовый рынок :
l отрасль промышленности (технология независимо от функций и групп потребителей. Например, швейная, трикотажная);
l рынок (совокупность технологий для определенной функции и группы потребителей. Например, платье вязаное и сшитое);
l товарный рынок (группы потребителей и наборы функций на конкретных технологиях. Например, различные изделия легкого ассортимента).
Маркетологам сложнее всего получить информацию о товарном рынке, но именно он имеет наибольшую маркетинговую ориентацию.
Базовый рынок – стратегическая бизнес-единица определяющая покупателей, набор выгод, конкурентов и ресурсы конкретного предприятия.
2. Процесс макросегментации
Этапы проведения макросегментации :
1. Построение сетки сегментации. На основе выделенных переменных сегментации – функции, технологии, потребители строится сетка, содержащая максимальный набор возможных сочетаний параметров. Для получения практической сетки необходимо:
l сохранить переменные, имеющие стратегическое значение
l сгруппировать переменные, имеющие сильную взаимную корреляцию
l исключить невозможные комбинации переменных
l объединить незначительно отличающиеся сегменты.
2. Тестирование сетки сегментации. В сохраненных сегментах разместить основных клиентов и конкурентов, оценить потенциал сегментов, их специфические ожидания и возможную долю рынка предприятия, возможность принадлежности двух товаров предприятия одному стратегическому сегменту.
3. Поиск новых рынков (сегментов).Требуется ответ на вопросы о других технологиях для выполнения этих функций, способности усовершенствованного товара выполнять дополнительные функции,наличие других групп потребителей с аналогичными потребностями и т.д.
4. Охват целевого рынка. Стратегии охвата рынка представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Стратегии охвата рынка
Виды стратегий |
Характеристика стратегий |
Стратегия концентрации, или фокуса |
Фирма делает узкое определение своей области деятельности в отношении рынка товара, функции, группы потребителей. Это стратегия производителя, стремящегося к высокой доле рынка в четко определенной нише. |
Стратегия функционального специалиста |
Фирма предпочитает специализироваться на одной функции, но обслуживать все группы потребителей, заинтересованных в этой функции. |
Стратегия специализации по клиенту |
Фирма специализируется на определенной категории клиентов, предлагая им широкую гамму товаров. |
Стратегия селективной специализации |
Выпуск многих товаров на различных рынках, не связанных между собой. |
Стратегия полного охвата |
Предлагает полный ассортимент, удовлетворяющий все группы потребителей. |
5. Эволюция базового рынка. Связана с техническим прогрессом и меняющимися потребностями, осуществляется в направлениях:
l расширение с включением новых групп потребителей (персональные компьютеры)
l расширение с включением новых функций (многофункциональные телефоны)
l замещение технологий (электронная почта).
3. Процесс микросегментации
Задачей микросегментации является проведение более детального анализа разнообразия потребностей внутри рынков товара, идентифицированных в процессе макросегментации.
На рис. 18 приведен один из возможных вариантов поэтапной работы, исходя из необходимости соблюдения принципов «от простого к более сложному», «от частного к общему», «от причины к следствию».
Рисунок 18. Основные этапы
планирования стратегии сегментации
в их логической последовательности
Частью работы по сегментированию рынка любого конкретного товара (например, на региональном уровне) является проведение профильного анализа спроса: кто предъявляет спрос на товар, как территориально распределяется спрос, на кого приходится основная часть спроса, какая часть потребителей наиболее быстро наращивает спрос. Кроме того, надо выяснить степень удовлетворения потребностей в товаре, фазы ЖЦТ, на которых эти потребности были удовлетворены, степень удовлетворения потребностей по категориям товаров.
Микросегментация включает пять этапов:
1. Выбор критериев выделения сегментов рынка.
2. Анализ сегментации: разбить рынки товара на сегменты, однородные с точки зрения желательных достоинств товара и отличные от других сегментов.
3. Выбор целевых сегментов: выбрать один или несколько целевых сегментов исходя из задач фирмы и ее специфичных возможностей.
4. Выбор позиционирования: выбрать определенную позицию в каждом целевом сегменте в отношении ожиданий потенциальных покупателей и с учетом позиций, занятых конкурентами.
5. Целевая маркетинговая программа: разработать программу маркетинга, адаптированную к характеристикам целевых сегментов. 1 этап. Выбор критериев выделения сегментов рынка.
Для рынков потребительских товаров первый этап, разбиение рынка товара на однородные сегменты, может выполняться различными способами, представленными в табл. 2.
Таблица 2 - Характеристика различных способов сегментации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.