Философия, её основные особенности и роль в обществе. Философия и наука. Проблема познания в философии. Научное познание. Культура и цивилизация, страница 9

2)  Идеологические общественные отношения

Разница в том, что материальные общественные отношения , которые от сознания не зависят. И это отношения материально-экономические. Экономические отношения- это такие отношения и в которые независимо от нашей воли мы вступаем. (если человек произвел товавр и привез на рынок, сам ничего не решает , так как если такого товара будет много то цены упадут и ему придется продавать по низкой цене, если будет мало то цены будут расти и тога и он будет цену поднимать).

В результате этих экономических сплетений появляется такой эффект кторорый не планировался никем из нас.

Идеологические отношения это те отношения которые человека осмыслил пропустил через сознание (политические).

Между ними есть группа отношений кторую нельзя отнести ни к материальным ини к идеологическим- это отношения межличностные – это отношения в быту, среди друзей, товарищества. Общество представляет собой сложную систему и имеет подсистему их 4: материальная, политическая , социальная (которая предполагает разные группы в обществе); культурная (нравственность).

Соотношение исторической необходимости и сознательной деятельности людей:

«Благими намерениями дорога в ад вымощена».

Легенда;

«Когда у царя египта родлся сын он пошео к своему прорицателю чтобы узнать судьбу своего ребенка. ПРорецатель сказал ему что когда его сын выростит он убъет его. Тогда царь отправил своего сына далекои обеспечил ему идеальное воспитание, но только бы он не знал свою семью. Но когда он вырос, случайно встретил свою мать влюбился в нее и в порыве ревности убил своего отца».

Фатализм и волютаризм

Фатализм (от слова фатум- судьба, рок)- исходит из того что чему быть тому не миновать.

Волютаризм (воля- ) основывается на том что независимо от обстоятельств человек своей волей может все опрокинуть так как он захочет.

1)  В понимании общественных процессов объект и субъект совпадает.

Объект в чистом – виде поэтому обнаружить невозможно.

2)  В обществе в отличии от природы(времена года постоянно проходят один за другим) процессы неповторимы, так как объекта нет.

3)  В обществе невозможно поставить эксперимент. Так как человек не подопытный кролик

Социальные процессы- это такие процессы которые приукрашены идеологически. Ключевский- «история учит только тому, что она ничему не учит». История- фиксирует только некоторые события а не все. А эти события уже нагружены идеологически. Поэтому абсолютно объективного взгляда на историю быть не может; объект социальный в отличии от объекта естественного познания не задан изначально- например- если взять объект которым занимается физика элементарные частицы они существовали задолго до того как его начали изучать, а в обществе объект должен созреть, сформироваться , перед тем как их изучать (например- право собственности).

Труднность в понимании закономернотси- что непонятно а объекто там какокй? Что мы изучает? 1) Потому что непонятно есть ли вообще объект;

2) исторический процесс таков что в общетве повторяемость невозможна;

3) эксперимент нельзя проветси;

4)сознание нагружено идеологически; сам объект не всегда готов еще для изучения.

Закономерности общества:

Отличие природы от социальных проыессов:

1)  Законы в обществе носят статистический характер. Статика- противоположность динамике (движение).

Статистические процессы- это процессы связанные с огромным количеством составляющих этого процесса. В обществе все законы статистические. Статистические законы проверить невозможно. Поэтому их уловить трудно.

Но в природе тоже сть законы статистические но не все и мало, а в обществе это носит вынужденный характер.

2)  Социальные законы – закон- тенденция- направление в развитии(точка бифуркации- разные пути развития). В природе – действуют не законы тенденции а в природе это естественные законы все идет своим чередом(времена года).

3)  Естественно исторические законы в обществе (общество с течением истории изменяется, развивается). В природе исторических законов нет. В природе их называют естественными.

В обществе есть объективное- а это тот результат который никто не планировал. В природе тоже есть объективное.

10.11.08.

Законы общественные существуют но они такие необычные, странные что иногда может сложится мнение что этих законов вообще нет.

Законы статистические

Законы тенденции

Законы общественные естественно исторические

Объективный момент в вопросах о законе был установлен.

С одной стороны материалестическая трактовка ии идеалистическая.

Материалестическая концепция развития общества:

Но небольшой экскурс:

Она связана с именем Маркса, его концепция оказалась судьбоностной она в ов многом опредлелилв жизнь всего мира. И сейчас у нас такая установка что ег концепция это заблуждение и ерунда, анна западе знают эту теорию гораздо лучше чем мы (в России).

До 17 века как объясняли перемены в обществе?

 А так что все определяется мнениями, амнение это оценки,суждения, это духованя сфера, т.е. считали так что елси рождается ребенок в высокопставленной семье то он уже при рождении будет иметь некоторый багаж который определит его мнение в будущем.

А в 17 веке Джон Локк выдвинул идею что от рождения никакие мнения у человека не складываются, не врожденны ему, человек рождается душой чистой как лист бумаги, а вот в дальнешем его среда, воспитание определит какой человек будет в будущем.

Но тогда получается что мнения определяются мнениями- это противоречие.

18 век –э то век когда пробушивали буржуазные революции на западе, и получилось так что мнения политические были посрамнены. Но чем мнения определяютс? Стали онализировать, так получлось что все громкие события определяются тем что все дело разворачивается вокруг собсвтенности, поземельных отношений, а отношения собвтенности, это область правовоых. А правовоые отношения прежде чем сложится в обществе должны быть сами чем то обусловлены, а что за ними стоит? Какой же фактор обдусловливате все процессе ии изменения в обществе?

За 18 веком идет 19 впорос этот отсается открытым.