Философия, её основные особенности и роль в обществе. Философия и наука. Проблема познания в философии. Научное познание. Культура и цивилизация, страница 5

В познании присутствует и момент разумный и рассудочный, что- то вроде некоего обогащения друг друга.

Гегель, Кант- писали много о разуме и рассудке.

17.10.08. Научное познание:

Научное познание- это специфическая сфера исследовательской деятельности по производству знаний о природе, обществе и человеке.

Под наукой можно понимать что угодно : например , нечто собирательное – математика, физика…, вот такое понимание это слишком упрощенное понимание, так как целое всегда гораздо больше чем сумма нескольких его частей!

Наука - иногда понимают  и систему знаний- но это тоже не то так как наука это не библиотека.

Комю-«любое определение опасно». Любое определение всегда не полно.

Познание человеческое можно разделить на научное и ненаучное:

1)  Не научное знание тоже можно квалифицировать :а) до научное знание (то знание которое существовала до появления института науки), б) обыденное знание (то знание которое человек получает в опыте), в) Паранаучное знание- (пара- в переводе с греч. около, возле), т.е. такое знание которое использует научную терминологию, но научным не является (астрология- это паранаука)

Критерии научности (те критерии по которым можно определить какое знание научное, а какое нет):

1)  Объективность- наука всегда исходит из объективности. В науке можно ошибаться жестоко, но не зависимо от ошибок она остается наукой.

2)  Верифицируемость и фальсифицируемость или просто проверяемость.

3)  Системность- любое какое-то открытие в науке должно вписывается в известную систему знаний, оно должно с этой системой знаний которая уже наработана вписывается в нее; если она не вписывается то: это может быть обусловлено ошибкой,  либо это такое открытие (парадигма), которое изменит взгляды.

Формы научного знания:

1)  Проблема- наука начинается с постановки проблем

2)  Гипотеза- это предположение, но не какое угодно (версия), котрое обусловлено какими то фактами, доводами, обстоятельствами. Гипотеза- это такое знание кторое требует проверки, если она будет подтверждено то перерастет в теорию, елси нет то будет опровергнута.

3)  Теория- это знание наиболее полное,которое дает ыелостное представление о той или иной преметной области; теория- это знание достоверное.

Функции теории:

1)  Синтетическая фукнция- она ситезирует, аккомулирут занание.

2)  Предсказательная (прогнастическая)- она может это потому что выевив некую логику развития какойтто области на оснвоании знания этгго закона можно предвидеть разивитие дальше этого.

3)  Методологическая функция (ориентирующую функцию)- чем объемнее теория тем она больше выполняет эту методологическую функцию

4)  Практическая функция- «нет ничего практичене хорошей теории». Теория главным образом занимается выявлением причин явлений.

Методы:

Метод –это совокупность приемов которые человек использует в любой области своей деятельности.

(Гегель) метод- «это сам себя конструирующий путь». Метод создается и шлифуется в самой человеческой практике, так как человек своими пробами и ошибками ищет более лучший путь.

Методы частнонаучные- это методы которые используется в рамках какой то области

Методы общенаучные- котоыре используются в целом ряде диспциплин (во многих областях), они делятся на эмпирические( наблюдение- это систематическая фиксация в какой то области изменяющихся данных и сравнение- это сопоставление с тем чтобы выявить сходства и различия) и теоретические- идеализация- это определенный вид абстрогирования (мысленный эксперимент- когда можно делать умозрительное построение) и формализация- это когда используются искусственные языки(семиотика) : математические. Построение чего либо с помощью искусственных языков.

Методы философские – метод восхождения от абстрактного к конкретному и единство исторического и логического.

Абстрактное- это слово означает изъятое;

Конкретное- означает сращенное; это синтез многих определений; конкретное- это единство в многообразии. Чувственно конкретное (то что можно увидеть, ощутить), но оно в теоретическом смысле абстрактное. Например: мы видим дерево чувственно конкретно, но на теоретическом уровне это абстрактно так как мы не знаем биофизических процессов происходящих в коре.

Минусы и плюсы абстракции:

1)  Абстракция отвлекается от многого фиксируя только нечто- т.е. многое теряем. Плюс: в том- что приобретаем суть.

Историческое и логическое:

История- это длинная дорого который проходит какое то явление.

История изучается – для того чтобы понять некоторую логику (поступков- преступника, как и почему  он до этого дошел).

Чтобы понять логику (процесса) нужно знать историю, а без нее какая логика?

А чтобы только приступить к изучению истории нужно уже руководствоваться логикой: например- нужно чтобы был план по которому будешь работать (написание курсовой).

Логика развития научного знания:

Логика- это не формальная логика, а логика как некоторая закономерность развития знания.

Научное познание связывают с обоснованием вопроса, а обоснование проявилось еще до нашей эры во времена (Сократа, Аристотеля 5 век. до. н.э.).

Изначально познание было ориентировано не на практические цели, но главным образом познание было ориентирована на мировоззренческие установки- это продолжалось до 16-17 века и только в это время начинает разворот в установках научного познания, научное познание начинает ориентироваться на технологии. Ценно в науке то что можно получить полезный результат. Общественные науки- непосредственного выхода в практику не давали а ориентир на знания которые можно получить из физики, механики. Но развитие науки в таком направлении сдерживает прогресс и начинает чувствоваться отсутствие интереса к человеку, его духовной стороне и со средины прошлого века, наука должно обратить внимание не только на технику, но и на человека(если рабочий мало грамотный он не может работать на технических приборах требующих более высоких знаний).

Энштейн- «физик вынужден заниматься философией потому что его к этому вынуждают трудности в собственной науке».