Производительыне силы не могут остановится в своем развитии, а вот производственные отношения тяготеют к стабильности, но наступает время когда эти производственные отношения, начинают тормозить процесс производства (точка- узел). Нужны реформы для продолжения развития произволительных сил и опять для слежующего периода когда потребуется обновление (еще точка).
По Марксу развитвия материального производства тербует перемен так как противоречия накапливаются (точки)- революция или реформы. Но революция решит вопросы быстро и проблемы будут решены , а реформы медленно
Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил (это координата).
Как же быть с коммунистической организацией общества?
1) Марксовскаое учение оказалось очень сильно деформировано. Учение его переделано и изменено до неузнаваемости.
2) Сам Маркс при жизни очень во многом сомневался что касается его теории формации.
В теории формации есть такое понятие, азиатский способ производство- его Маркс употреблял очень часто. Но во времена Советского Союза когда учителя пытались разобратсья что это за азиатский вопрос, то партийные деятели все эти разговоры закрывали. И никто не мог обсудить этот вопрос.
И только после перестройки сделать это стало возможным. Дак Маркс этим понятие охватывал- 2/3 населения земного шара и сам Маркс считал что его теория относится к некоторым странам Западной Европы он умер в 1883 году, а русская террористка Вера Засулич написала письмо Марксу Годится ли теория для России это был 1881 год за 2 года до смерти Маркса. Маркс ответил категорично нет, так как теория общественно-экономических формаций рассчитана на те страны где капитализм не просто созрел, но и перезрел, но и то произойдет эта смена революционная когда капитализм достигнет совей высшей точки. А в России капитализма еще и не было совсем.
Теория формации имеет однозначно положительно значение или нет?
Макс Вебер- немецкий социолог, у него есть теория идеальных типов- это при изучении сложным социальных процессов создается схема (схема всегда грубая), а затем эта схема накладывается на реальность и выясняется где несоответствие и тогда вносится изменение конечно в схему, значит мы что-то не так поняли.
С теорией формации произошло все наоборот схема превратилась вообще в идеальную, изменятся не может, сто процентов верна. Так например (монголия может меновать рабовладение и сразу перемахнуть в социализм имея такого соседа как Советский союз.)
Деформации здесь имели место очень сильно- теорию маркса применили не правильно у нас.
Общественное бытие – первично общественному сознанию.
Общественное созание- эхто отражение общественного бытия в разных формах (моральных, эстетитических).
Экономическая сфера общественности- является сферой (Х) для всего.
Поскольку формационная теория подверглась коррозии, стала ценится другая теория, цивилизационная.
(На семинарское занятие каковы аргументы что Европейские страны достигнув максимума капитализма перейдут к коммунизму.)
17.11.08
Общественный прогресс и его критерии:
Еще с давних времен (время Пифагора) задавались впоросом куда
Прогресс- это развитие,но это очень не точно, так как развитие может иметь разное направление оно может идти в противополжную сторону и это тоже развитие т.е. не только вперед.
Развтивие- это направленность не обходимость внутренний источник и качественный источнки.
Нужно уточнять прогресс- это развитие какое? Прогрессс- это движение или развитие в направлении совершенствования системы, в направленни формировании, жизнеспособности, адаптивности этой системы.
По какому параметру нужно ориентироваться говоря о прогрессе. Ведь в одном бедт прогерссс, в другом будет регресс; ведь то что может быть прогрессивно для целого общетсвенного образваони, совсем не будет явялтеся позиьтивным для отдельного представителя (человека).
Чтоже будет явялется прогрессиным показателем в обществе? А для людей что самое главное в отличии от животных сообществ?
Самое глоавное для человека и то что его отличает от животных- это наличие свободы, так как отсутствие свободы это губительно для человека и если даже человек стиснен, моент свободы у него все равно есть.
Елси вести речь освободе придется признать, что критерием общетсвенного прогересса выступает уровень свободы, котороую общество способно предоставить человеку.
И если мы хотим узнать на каком уровене обществе нахолится относительно определнных периодов времени, то нужно учитывать только этот параметр.
Критерий общественного прогресса- следует считать уровень свободы, которую общество способно предоставить человеку для реализации его способностей (внтуреннего потенциала).
Челоек никогда не является средством, человек- это цель. Если мы скажем что уровень прогресса определяется по материальному уровню, то человек –это уже не цель, а средство,а это неправильно, поэтому человек всегда цель.
Когла речь идет о прогрессе, то нужно учитывать что прогресс внутренне противоречив- прогресс виляет очень сильно, прогресс- преобладающее движение.
*???????????????
Маркс - прогресс мифическое чудовище которое предпочитает пить нектар не иначе чем из черепов умерших (пргресс требует платы всегда)
В обществе много разных сфер (экономика, образваоние), а есть литакие области в которых прогресса зафексирвоать невозможно? Да есть, например- язык- как средство общения, конечно эволюция есть, но можно ли говорить о прогрессе языка, можем ли мы говорить что русский язык сейчас, прогрессивнее дренерусского, никак нельзая так как в каждый из этих периодов язык выполнял свои функции.
Также еще искусстов и философия. Утверждать- что искусство сейчас прогрессивнее времен Микеланждело никак нельзя.
Также и филосойия- равзе мы может скать что своременные философские учения прогрессивнее, дрених, конечно никак нельзя.
(Даже к науке нельзя применять понятие прогресса- наука живет по таким законам, что предыдущие открытия вписываются в последующие.)
Следует говорить о формах общественного прогресса:
1) Эволюция- медленное решение проблем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.