Философия, её основные особенности и роль в обществе. Философия и наука. Проблема познания в философии. Научное познание. Культура и цивилизация, страница 8

Случайность- это связь неустойчивая, не обусловлена предшествующим ходов развития и основание во не а не в себе.

Каждое явление в одном необходимо, а в другом случайно. Например, человек вполне здоровый попал в ДТП (это случайность так как этог могло не произойти), но в этом и реализовалось необходимость так как человек смертен.

Замечено что доля случайности тем выше, чем выше уровень организации материи. Потому что процессы происходящие там на уровне социальном будут выглядеть как случайные, а биологические как необходимость.

Законов диалектики Гегель сформулировал 3:

1)  Закон звучит так- закон единства и борьбы противоположностей.  Здесь нужно уточнить следующие понятия- единство- это когда все за одно и никто не против. На философском языке единство- то предполагается что есть в опредленном отношении совпадения и различия, т.е. в какомто отношении части совпадают, а в каком то не совпадают;

Борьба- древние считали- это гармония- это согласие разногласных.(например,  Женское и мужское начала.  Женское начало- обеспечивает устойчивость, сохранность, консервативность(могут слишком долго развивать уже добытое), а мужское начало- изменчивость, подвижность(мужской пол платит смертностью).  Мужская и женское начало не должны друг друга подменять, они признаны дополнять друг друга, то чего нет в одной подсистеме есть в другой.

Противоположности- это стороны, моменты, которые с одной стороны исключают друг друга, а с другой стороны предполагают друг друга.

Противоречие- это отношение между противоположностями.

Закон- это закон который фиксирует источник в любой сфере и отвечает на вопрос почему происходи движение, а потому что мир полон противоположностями.

Право- это арена борьбы противоположностей.

Если мы хотим понять какой либо вопрос то нужно углубиться в этот вопрос пока не найдешь в нем противоречия, тогда можно будет что либо понять в этом вопросе. А если не видим противоречий, это говорит о том что мы скользим по поверхности вопроса.

Противоречия объективны- это мотор который приводит все процессы в движение.

2)  Закон перехода количественных изменений в качественные- это закон тоже о развитии, только не о источнике, а о механизме развития (отвечает на вопрос «как» происходит это развитие .

Понятия:

·  Качество- это определенность совпадающие с бытием вещи. Качество- это границы существования вещи. И тогда качество имеет место до тех пор пока эта вещь существует. Качество- это некоторая граница в которой существует вещь. Вещь- это все то что может находится в отношении с другими вещами и то что обладает свойствами некоторых.

·  Количество- вещь существует а параметры ее больше или меньше. Если качество имеет граница, количество границ не имеет.

Существует основное противоречие вещи- оно состоит в том, что вещь с одной стороны имеет граница (имеет качество), а с другой стороны чтобы оставаться этой вещи самой собой она должна эти границы разрушать- это противоречие объективное , неустранимое.

Оставаться самим собой- это значит выходить постоянно за пределы своих границ.

Свойство- есть выход за пределы своих границ.

·  Мера- это интервал в котором количественные изменения пока не приводят к качественным. Но постепенно это должно состояться.

·  Скачек- это переход в новое качество.

3)  Закон о направленности развития- закон отрицание отрицания.

Понятия:

·  Отрицание- это момент связи в развитии отрицания. Отрицание- это исчезновение, но не полное а с удержанием, сохранением некоторых моментов (т.е. ничто не исчезает абсолютно, все оставляет свой след).

Двойное отрицание потому что – каждый этап развития чего угодно он сам отрицал предыдущий, но и он будет в свое время преодолен отрицаем сам. (пример, дети и родители, но с течением времени они сами будут отрицаемы своими детьми). Нужно уважать предыдущие этапы, а не относится к ним безразлично.

Этот закон интегральный

3.11.08.

Бытие общества:

1)  Понятие общества и общественных отношений.

2)  Соотношение исторической необходимости и сознательной деятельности людей (специфика социальной закономерности).

3)  Материалестическая концепция развития общества. Понятие и структура общественно-экономической формации.

4)  Проблема общественного прогресса и его критериев.

Общество можно понимать в широком и узком смысле

Общество в предельно широком смысле- это процесс и результат совместной деятельности людей.

Общество- это обособившаяся  от природы часть материальног мира, развивающая ся по своим законам.

Общество- это совокупность сменяющих дуг друга форм жизнедеятельности людей представляющих собой систему.

В узком смысле- общество- это круг людей которые объединены общими интересами или целями.

Тогда можно сказать общество- спортивное, общество книголюбов.

Законы общества и природы противоположны. Разве есть в природе правовые отношении, разве есть в природе политические сферы, экономические отношения.

Законы общества а не отдельного человека, противоположны законам природы.

Общность в отличии от общества- это исторически конкретная форма существования общества и тогда говорят например о родоплеменная общности.

Общественный и социальный: общее и различия

Общее: общественный – корень этого слова славянский (в словянском языке означает принадлежащий всем), а социальный это корешок из латинского языка (социаль- принадлежащий не одному а всем). Это одинаковый смысл этих поняий.

Различающийся смысл- социальный- (в широком смысле) в смысле общественный; социальная сфера (в узком смысле) – имея в виду при этом наличие групп отдельных; социальная сфера которая заботится о людях которые нуждаются в защите.

Общественные отношения:

Общественные отношения- это многообразные связи возникающие в процессе жизнедеятельности между социальными группами и внутри этих групп.

Многообразные отношения делят на две большие группы:

Это нужно для того чтобы понять некие процессы в обществе!

1)  Материальные общественные отношения. Материально- это то что существует независимо от сознания. Материализм- обладает объективностью.