Философия, её основные особенности и роль в обществе. Философия и наука. Проблема познания в философии. Научное познание. Культура и цивилизация, страница 6

Научное познание имеет свою логику- 

Диалектика как теоретическая система:

1.  Уточнение понятий диалектика, система.

2.  Общая характеристика структурных элементов диалектики:

·  Принципы

·  Законы

·  Категории

Диалектика (это сердцевина философии, это самое ядро, главный вопрос философии)- это первоначально (5- 6 век до нэ)- это искусство ведения спора и искусство выиграть этот спор. (от слова dialebo- диалог). Но в скорее она это понятие вырадилось, так как некотоыре поняли что используя это искусство диалектики можно белое предсавить черным, а черное белым (за деньги), соответственно диалектика в этом отношении свое положительное качество потеряло (софист –превратилось в понятие аскорбительное , но раньше их софистов уважали, так как они использовали сафистические приемы диалектики (черное предсавить белым).

Прошли века, но диалектика как величайшее интелектуальое искуссвто сохранило сове значение. В соверменности под диалектикой понимается (с 17по 21 век)- такой взгляд на мир который учитывает универсальную взаимосвязь вещей (мир взаимосвязанное целое); диалектика исходит из того что источником движения развития , явлются противоерчия. Метафизика (как порочный метод) считает – что привоерсия есть только в разуме, да и то когда он (разум) заблуждается, а в мире никакаих протовречи нет.

Диалектика- это такой взгляд на мир – что источником взгляда, учитывающий универсальные взаимосвязи в этом мире, условием развития являются противоречия.

Диалектика:

1)  Объективная

2)  Субъективная

Когда речь идет о объективной диалектики, то имеются в виду те законы по которым человек существует. Это диалектика существоания  мира

А когда говорят субъективная диалектика то имеется в виду отражение этой диалектики в понятиях категориях, принципах, которые употребляем мы сами (т.е. в понятиях отражения реальности). Это отражение этой диалектики объективной в суждениях, умозаключениях.

Есть понятия которые мы должны знать и этими понятиями подменяют диалектику:

Софистика- это такой прием в обосновании каких то положений, которым пользуются. Когда из огромного количества взаимосвязей софист, выделит какую то одну (может быть не самую главну и существенную) и вокруг нее накрутит свою аргументацию

Эклектика- (тоже ничего хорошего нет)- эклектика в переводе- соединение не соединимого. Она исходит из того что, то выхватывают аргументы которые удобны, а не те которые были бы правильны.

Диалектика – носит системный характер, поэтмоу выдергивать какието положения  или аргументы без учета их взаимосвязей с другими аргументами никак нельзя.

Диалектика система- это означает что каждое философское понятие, взаимосвязано с другими философскими понятиями и выхватывать что одно нельзя.

Понятие системы- это понятие также страо как понятие философии.

В древности систему называли- целое, архитектоника. Это понятие прошло длительную обкатку в жизни человеческой, и наполнилось мощным содержанием.

Сегодня понятие системы изменилось- до 17 века под системой понимали- некоторую совокупность взаимосвязанных частей, но в 17 веке Кант задался вопросом: от чего надо идти о части ц келому или от целого к частице. (равносильяно если одти от одног человека то ни политику не поймешь ни человека, но если дити от целого то все можно понять). То если речь идет о ситеме то вообще нужно идти от целого к частям (в 17 веке).

Но система состоит из нескольких элементов, но откуда они берутся? Гегель 18 веке дополнил представление оситеме тем, что ситема это результат развития и тогда полчается что елементы появляются как совеобразные узлы на пути развития системы, это и есть ее структурыне элементы. Но Гегель сисетма рассмтривал как систему имеющей отношнеи только к духовному миру.

И значительное дополние были в 19 веке сделал Маркс который добавил материальную система, что в основе мира есть материальное начало.

В сегодняшнем понятии поредление системы- система- это упорядоченное множестов взаимосвязнных элементов, облаждающее структрутрой и организацией, предпологающее е собый тип детерминации и являющееся результатом развития.

Кгда гоовртя системынй подход, то дело в том, что существут общая теории систем (синергетика- это теории сложных маоразвивающихся систем). ДАк одно и тоже диалектика и теория систем?

Теория систем, там работают (Блауберг, Юдин, САговский- это крупнейшие исследователи этой области).

Дак это не одно и тоже, разница в том, что теории систем заниматеся системами функционирующими а неразвивающимися, а то это большая разница. Развивтие предполгает-  изменения необратимые, направленные, которые предполагаются качественные изменения, а функционирвоание сисмтем – это повторение

Поэтому для теории ситсем важно- разработка логика методогтиччкского аппрата (кторый упоьтебляется в теоии систем), она изучает поведение других систем, очень важно найти такую систему которая будет оптимально в той или иной области и это не диалектика- это совсем другая область.

С дрвеновсти изветсно что система есть нечто большее чем соскупность частей (по одному прктику можно сломать веник, а целком очень трудно).

Сейчас делают сумму некторых параметров и делают вывод- это не системынй харктер.

Система предпологает что сведеняи информация кторую вы получаете моежт пролить свет на те области котрыми вы проыфессионльно занимаетесь.

Общая характеристика структурынх элементов диалектики:

1)  Принцип- (часто люди говорят я из принципа не буду это делать и часто это неуместно)- это основапологающая идея которая иметт стратегическое значение, это идя кооорая служит оснваонием для всего построения аргументаций, если эта идея окажется безпочвенной все потсроенее рухнет, поэтмоу быть принципиальным в мелочах не логично, так как принцип это идея траетегическая, ктороя лежит в оснвоании жизненного пути. Любая теоретическая система выстравивается на одном лили на нескольких принципах.(например В диалектики –Ленин выделял 16 принципов).