Экономическая теория
Содержание:
1. Предмет, метод и функции экономической теории. 2
2. Сущность и основные черты рыночной экономики. 2
3. Ресурсы и факторы производства. 4
4. Проблема выбора оптимального объема производства. Кривая производственных возможностей. 4
5. Спрос на товар; сущность и факторы его определяющие. Закон спроса. 5
6. Предложение товара. Равновесие спроса и предложения. 5
7. Эластичность спроса по цене, доходу потребителя. Эластичность предложения. 5
8. Сущность денег, их функции и формы. 6
9. Денежная система, денежный рынок и обращение денег в экономике. 7
10. Денежная масса. Величина спроса на деньги, Уравнение Фишера. 7
11. Инфляция: причины, формы проявления. 7
15. Предприятие: процесс и результаты деятельности. Производственная функция. Изокванты. 8
16. Индивидуальное воспроизводство предприятия. 8
17. Совокупный, средний и предельный продукты переменного фактора производства. 10
18. Сущность и виды издержек производства и обращения. 10
19. Постоянные, переменные и совокупные издержки производства. Графики постоянных, переменных и совокупных издержек. 11
20. Взаимосвязь между издержками производства и прибылью фирмы. 11
21. Сущность конкуренции, ее виды, формы. 12
22. Монополизация сфер производства и обмена. Формы монопольных объединений. 13
23. Виды рыночных структур при несовершенной конкуренции. 13
24. Олигополия как одна из форм несовершенной конкуренции. 14
25. Макроэкономика, ее методы и место в экономической теории. 14
26. Основные макроэкономические показатели (ВНП, ВВП, ЧНП, личный и располагаемый доход). 14
27. Экономический роет; его сущность, типы, динамика. 15
28. Факторы экономического роста. 16
29.Цикличное развитие экономики. 16
30. Сущность, функции и формы кредитных денег. 17
31. Структура банковской системы России, Функции Центрального Банка России. 18
32. Сущность и функции банков. Виды банков. Банковские операции. 19
33. Сущность, роль и функции финансов. 19
34. Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит. 19
35. Налоги, их сущность и виды. Кривая Лаффера. 20
36. Занятость как экономическая проблема системы рыночного хозяйства. 20
37. Рынок трудовых ресурсов. Спрос и предложение на рынке трудовых ресурсов. 21
38. Безработица: сущность, виды, последствия. 21
39. Принципы организации системы социальной защиты населения в условиях рыночной экономики. 22
Приложение 1: 23
Приложение 2: 23
Основа экономики как дисциплины.
- в сфере торговли
1) Меркантилизм – 1я школа экономики.
2) Физиократы – 2я школа экономики.
3) Классическая школа; не только с/х., но и все в целом.
- Адам Смит, Давид Риккардо
Марксизм, как направление
Школа предельной полезности – маржинализм.
Экономика – как наука.
Экономика – это сфера общественной жизни, в которой происходит процессы производства и реализации материальных благ, в соответствии с основными экономическими законами.
Предметом изучения экономики является поиск оптимальных путей удовлетворения человеческих потребностей с учетом ограниченности факторов производства.
Функции ЭТ:
1) Методологическая –
ЭТ является основой целого ряда других экономических дисциплин, таких как экономическое предприятие, с/х., менеджмент, бухгалтерский учет.
2) Познавательная функция – рассказать те явления и процессы, которые происходят в современной экономике.
3) Практическая функция – в выработке рекомендация к совершенствованию экономических процессов.
Методы изучения ЭТ:
1) Анализ и синтез – позволяет разбить изучаемое экономическое явление на отдельные элементы, выделить свойства каждого из элементов и определить общую характеристику изучаемого явления.
2) Метод индукции и дедукции
Индукции – позволяет сформировать общие экономические законы на основе обобщения отдельных, частных факторов.
Дедукции – Противоположный метод, от общего к частному, когда на основе отдельного экономического закона обобщается информация к отдельным экономическим явлениям.
3) Системный подход – представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет свою функцию и влияет на свойство системы в целом.
4) Логические методы – метод исторического и логического экономического явления необходимо рассматривать в динамике, за какое то время (период).
5) Математическая диалектика – все экономические явления не однозначны – имеют двойственный характер; закон противоречия.
6) Математические методы в экономике – применение математических методов в экономике позволило создавать модели в виде формул и т. д.
- Баланс Леонтьева (В.)
Сущность рыночного хозяйства.
Рынок является обязательным компонентом товарного хозяйства.
Исторические условия рынка:
1) Разделение труда и специализация.
2) Обособленность товаропроизводителей, независимых в принятии решений.
3) Разрешение проблемы транссекционных издержек (на ведение переговоров, на поиск информации и т.д.). Если эти издержки будут выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров создан не будет.
4) Самостоятельность товаропроизводителей, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов.
Обобщая определения рынка, выделим основные:
1) Это сфера обращения (т.е. это товарный обмен, или товарно – денежный).
2) Это форма движения совокупного общественного продукта (т.е. это совокупность экономических отношений).
3) То тип хозяйственных связей (товарные или натурально-вещественная связь).
4) Это самостоятельная подсистема в экономической системе.
Таким образом рынок как экономическая категория есть совокупность экономических отношений и связей между потребителями и производителями по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Сущность рынка находит отражение в следующих его функциях:
1) Интегрирующая – состоит в соединении сфер производства и потребления.
2) Регулирующая – предполагает воздействие рынка на всей сфере экономики, обеспечивает согласование в ассортименте выпуска продукции, а так же сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре.
3) Стимулирующая – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции.
4) Ценообразующая – в установлении ценностных эквивалентах для обмена продукции.
5) Контролирующая – контролирует конечные результаты.
6) Посредническая – обеспечивает взаимодействие производителей и потребителя.
7) Информационная – дает информацию о спросе и предложении товаров через цены, процентные ставки и т.д.
Преимущества свободного рынка заключается в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, который обеспечивает эффективное распределение ресурсов в обществе, высокую адаптивность к изменяющимся условиям, свободу выбора действий рыночных субъектов, повышение качества товаров и услуг и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.