VC+FC=TC
(Variable cost, fixed and total)
В случае, если требуется определить издержки на объемы продукции рассчитываются средние издержки. Это отношение совокупных издержек производства к объемам выпускаемой продукции.
AC – average cost.
Предельные издержки.
В экономическом анализе бывают ситуации, когда требуется определить, на какую величину возрастают совокупные производственные издержки при увеличении объемов выпускаемой продукции на 1 единицу.
Предельные издержки производства представляют собой отношение приращение совокупных производственных издержек производства к изменению объема выпуска продукции.
MC – marginal cost.
Δ – изменение издержек.
Q |
FC |
VC |
TC |
AC |
MC |
0 |
10 |
- |
30 |
- |
|
1 |
10 |
40 |
50 |
50 |
|
2 |
10 |
68 |
78 |
39 |
|
3 |
10 |
120 |
130 |
43 |
|
4 |
10 |
180 |
190 |
47,5 |
|
5 |
10 |
300 |
310 |
62 |
|
6 |
10 |
320 |
330 |
55 |
Экономический смысл предельных издержек – для того, чтобы произвести дополнительную единицу продукции необходимо увеличить общие издержки производства (TC) на некоторую величину. Эта величина составляет предельные издержки производства (MC).
Для определения оптимальных объемов выпуска продукции необходимо сравнивать средние и предельные издержки производства.<///>
Как только величина предельных издержек превысит средние издержки, средние издержки начнут возрастать.
Анализ предельных и средних издержек применяется для того, что бы показать, насколько возрастут совокупные расходы фирмы при увеличении объемов выпуска продукции на 1 единицу, либо для того, что бы выяснить, насколько снизятся общие издержки при сокращении объема выпуска на 1 единицу.
Q |
TC |
AC |
MC |
0 |
0 |
- |
32 |
1 |
32 |
32 |
18 |
2 |
48 |
24 |
34 |
3 |
82 |
27,5 |
58 |
4 |
140 |
35 |
88 |
5 |
228 |
45,6 |
124 |
6 |
352 |
58,6 |
<график>.
,
При установлении цены на продукцию фирмы также учитываются средние и предельные издержки.
Правило максимизации прибыли на предприятии.
Предприятие получит максимальный объем прибыли в том случае, если он будет устанавливать цены на уровне предельных издержек производства для каждой единицы продукции.
Величина средних издержек производства по мере увеличения объема выпуска продукции сокращается, а потом вновь начинает возрастать.
Аналогично изменяются и MC (предельные издержки).
Это объясняется убывающим и возрастающим эффектом масштаба производства.
1) Смысл возрастающего эффекта.
По мере увеличения объемов выпуска специализация труда позволяет сокращать потери рабочего времени и увеличить общую производительность труда. Соответственно издержки в расчете на единицу продукции будут уменьшаться.
Кроме того, использование производственного оборудования и станков так же по мере роста объемов производства позволяют снизить объемы капитала в расчете на 1 единицу продукции.
2) Отрицательный эффект масштаба производства.
Связан с увеличением средних издержек. На это оказывает влияние, во-первых, увеличение численности административно-управленческого аппарата на предприятии, что приводит к росту средних издержек, во-вторых, чрезмерное увеличение структурных подразделений в организации, что так же оказывает влияние на координацию действий сотрудников, усложняет управление предприятием и увеличивает средние издержки.
Это взаимное соперничество, борьба отдельных экономических субъектов за рынки сбыта, за более выгодные сферы вложения капитала и возможность установления более высокой цены на продукцию своей фирмы.
Представляет собой взаимодействие субъектов рыночной экономики в процессе реализации их индивидуальных интересов.
Определяют следующие виды конкуренции.
1) Внутриотраслевая конкуренция, при которой между собой соперничают предприятия 1й отрасли экономики. Объектом их соперничества обычно является рынок сбыта.
2) Межотраслевая конкуренция, предполагает конкуренцию предприятий, относящихся к различным отраслям экономики по поводу более выгодного расположения своих экономических интересов.
Ценовая (1) и неценовая (2) конкуренции.
1) Предполагает возможность минимализации… цены, и последующее снижение цены до уровня, меньшего, чем у остальных конкурентов.
В данном случае основным инструментом является цена.
2) Неценовая – предполагает придание продукту особых отличительных свойств, характеристик, выгодно отличающих его от продукции фирм – конкурентов.
При неценовой конкуренции цена на продукт может быть выше средней рыночной и потребителем необходимо объяснить, за счет чего этот продукт дороже аналогичной продукции фирм – конкурентов.
Основными методами неценовой конкуренции являются:
1) Реклама.
2) Маркетинговые предприятия.
3) Особый дизайн (например, упаковки…).
4) Предоставление потребителям комплекса дополнительных бесплатных услуг.
5) Качественные отличия.
В современной экономике:
Совершенная конкуренция (1) и несовершенная конкуренция (2).
1) Характерна для свободного рынка (фирмы не имеют возможности оказывать влияние на рыночные цены).
Тип рыночных ситуаций, при которых существуют монополистические и олигополистические рынки, фирмы оказывают влияние на установление рыночной цены на продукт.
В современной экономике большинство видов рынка является рынками с несовершенной рыночной экономикой, и доминирующее положение занимают различные монополистические объединения.
В современной экономике монополистические объединения можно классифицировать по группам, в зависимости от следующих признаков:
1) Внутриотраслевые и 2) Межотраслевые.
1) Внутриотраслевые:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.