Синдикат – договор о совместной экономической деятельности
Картель – договор предприятий о разделе рынков сбыта продукции.
Предприятия, входящие в данные объединения, договариваются о производственных квотах (т. е. о объемах производства и общей цене).
(ОПЕК).
2) Межотраслевые монополистические объединения бывают:
а) Концерн, б) Конгломерат.
Межотраслевая конкуренция представляет собой форму соперничества за более прибыльные сферы вложения капитала.
а) Концерн представляет собой объединение предприятий различных сфер экономики, построенное на акционерных началах. Во главе концерна – крупный коммерческий банк, который приобретает контрольные пакеты акций различных предприятий и таким образом контролирует их деятельность.
б) Конгломерат – это совокупность предприятий, относящихся к различным отраслям экономики и контролируемую через финансовую систему. Предприятия, входящие в конгломерат объединяются общим финансовым центром и являются самостоятельными в производственной и коммерческой деятельности. Данная форма монополистического объединения позволяет в периоды кризиса в отдельных отраслях изымать ресурсы и вкладывать их в более прибыльные сферы экономики.
- Олигополия, как форма монополистического объединения.
Тип |
Признаки |
Особенности установления цены на продукцию |
1. Чистая монополия |
Наличие на рынке 1й фирмы, определяющей объем производства и не имеющее рыночных конкурентов. |
Фирма устанавливает высокую цену на свою продукцию. В России монополии – естественные (например, Газпром…) |
2. Дуополия |
2 фирмы в отрасли, производящие аналогичную, стандартизированную продукцию и распределяющие между собой рынки сбыта. |
Договариваются о общей цене (достаточно высокой). |
3. Олигополия. |
Рыночная ситуация, при которой существуют (на рынке) 3-4 крупных фирм. Конкуренция носит не ценовой характер. |
Договариваются о единой цене, но цены изменяются в зависимости от ценовой политики, проводимой лидером. |
4. Монополистическая конкуренция. |
От 5 до 15 предприятий, производят дифференцированную продукцию и ориентируются на различные ценовые сегменты. |
Каждая отдельная фирма не может влиять на увеличение цены и цены устанавливаются в зависимости от величины издержек, планируемой прибыли и изменений потребительского спроса. |
5. Монопсония (дуопсония). (?) |
Частный случай, когда монополистом выступают не продавец, а покупатель. Характерно для рынков с/х. продукции и рабочей силы. |
Будет зависеть не от объемов спроса, а от того, насколько покупатель ограничивает свои закупки и старается снизить цену. |
При олигополии фирма придерживается единой ценовой политики. Та фирма, которой принадлежит больший объем рынка, устанавливает цену на продукцию, а остальные придерживаются установленной цены. Одна из фирм, входящих в олигополию при снижении цены на продукцию получит только часть объема возросшего потребительского спроса т. к. остальные фирмы так же снизят свою рыночную цену. В случае если одна из фирм примет решение об увеличении цены, а другие за ней не последуют, объемы продаж 1й фирмы резко снизятся. Фирмы, входящие в олигополистическое объединение распределяют рынки сбыта своей продукции на основе производственных квот.
Макроэкономика в качестве предмета своего изучения рассматривает экономическую систему страны в целом как совокупность отраслей предприятий и субъектов экономики.
Для определения конечных экономических результатов системы используется следующие показатели макроэкономической системы:
1) Валовой национальный продукт (ВНП).
2) Внутренний валовой продукт (ВВП).
3) Чистый национальный продукт (ЧНП).
4) Личный доход населения.
5) Располагаемый доход.
Основные принципы современной системы определения макроэкономических показателей.
1) Валовой продукт и национальный доход страны создаются не только в материальном пространстве, но и в отраслях не материальной сферы – сферы услуг.
2) Национальный доход создается не только в результате использования факторов труда, но и при использовании иных производственных факторов (земля и т. д.).
1) ВНП – представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных, либо оказанных резидентами страны, как на ее территории, так и за ее пределами.
Существует 2 способа, с помощью которых можно определить ВНП.
1й способ: ВНП может быть рассчитан на основе расходов, осуществляемых различными субъектами экономики.
В данном случае высчитываются следующие виды расходов.
а) Личные потребительские расходы населения на приобретение товаров и оплаты услуг (Пр).
б) Государственные расходы. Они связаны с финансированием медицины, отраслей науки, культуры, искусства, а так же с оказанием социальных услуг населению (Г).
в) Инвестиционные доходы, затраты, связанные с инвестированием денежных средств в отдельные предприятия отрасли экономики. Так же сюда относятся доходы…, необходимые для развития их бизнеса (Инв).
г) На основе сопоставления расходов государства на экспорт в сравнении с объемом экспортируемой продукции в денежном эквиваленте (Х).
ПР + Г + Инв + Х = ВНП
Чистый экспорт определяется как разница между экспортом и импортом.
2й способ. Оценка доходов различных экономических субъектов.
З + R + С + m + П + Н = ВНП
З – заработная плата, R – рента, С – социальные выплаты, m - % от банковских вкладов, П – прибыль, Н – налог.
2) ВВП – сумма цен, товаров и услуг, произведенных резидентами страны на ее территории. Рассчитывается на основе ВНП с учетом величины чистого экспорта в экономике.
ВНП и ВВП, как правило, практически равны и могут отличаться всего лишь на 1 – 2% от своей стоимости.
ВВП = ВНП – Х
Х – чистый экспорт.
3) ЧНП – определяется на основе ВНП за вычетом затрат, необходимых для возобновления основных производственных фондов различных предприятий
ЧНП = ВНП – А
А – амортизация.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.