Констатирующий этап эксперимент

Страницы работы

Содержание работы

3.2. Констатирующий  этап эксперимент

Цель исследования на констатирующем этапе было выявить уровень сформированности самооценки  у детей старшего дошкольного возраста.

Обратимся к анализу экспериментальных данных по методике №1 «Это Я», полученных на этапе первоначальной диагностики.

Таблица 1.

Сформированность самооценки у дошкольников по результатам методики №1 (по опроснику «Это Я»)

№№

Ф.И.О.

Критерии оценки

Уро­вень

социальная позиция

идентифика­ция с собст­венным Я

оценочные суждения

временная перспектива

самопрезен­тация

1

Елена З.

-+

-

- +

- +

-

низкий

2

Роман В.

-+

+

+

- +

- +

средний

3

Виктория Т.

- +

-

- +

- +

-

низкий

4

Юлия С.

- +

+

+

- +

- +

средний

5

Алексей О.

- +

-

- +

- +

-

низкий

6

Ольга П.

+

+

+

+

+

высокий

7

Петр Р.

- +

-

- +

- +

-

низкий

8

Василий В.

- +

+

+

- +

- +

средний

9

Николай Л.

- +

+

+

- +

- +

средний

10

Борис М.

-+

-

- +

- +

-

низкий

В среднем по группе

средний

низкий

средний

средний

низкий

Высокий уровень самооценки по результатам данной методики мы наблюдали только у одного старшего дошкольника (Ольга П.).

Средний уровень самооценки проявился у 4-х дошкольни­ков (Роман В.,  Юлия С., Василий В., Николай Л.).

Низкие показатели самооценки мы отметили у 5-ти дошкольников (Елена З., Виктория Т., Алексей О., Петр Р., Борис М.).

Обратимся к данным, полученным по 2-й методике (Методика изучения самооценки В.В.Столина и Е.Т.Соколова)

Таблица 2.

Сформированность самооценки у дошкольников по результатам методики №2

№№

Ф.И.О.

№№ вопросов

Общий балл

Уровень самооценки

1

2

3

4

5

6

1

Елена З.

0

0.5

0

0

0

0.5

1

Заниженная

2

Роман В.

1

1

1

1

1

1

6

Завышенная

3

Виктория Т.

0

0

0

0

0

0

0

Заниженная

4

Юлия С.

0.5

0

0

0.5

1

0

2

Адекватная

5

Алексей О.

0.5

0

0

0.5

0

0

1

Заниженная

6

Ольга П.

1

1

1

1

1

0

5

Завышенная

7

Петр Р.

0.5

0

0

0.5

0

0

1

Заниженная

8

Василий В.

1

0

0

1

0

0

2

Адекватная

9

Николай Л.

0.5

0

0

0.5

0

0

1

Заниженная

10

Борис М.

0

0

0

0.5

0

0.5

1

Заниженная

По результатам 3-й методики «Три оценки» заполнена следующая таблица:

Таблица 3.

Сформированность самооценки у дошкольников по результатам методики №3 (Липкина)

№№

№№ учеников

Оценка воспитателя

Выбор оценки ребенком

Самооценка

1

Елена З.

4

3

Заниженная

2

Роман В.

3

4

Завышенная

3

Виктория Т.

4

3

Заниженная

4

Юлия С.

3

4

Завышенная

5

Алексей О.

4

3

Заниженная

6

Ольга П.

3

4

Завышенная

7

Петр Р.

4

3

Заниженная

8

Василий В.

4

4

Адекватная

9

Николай Л.

4

3

Заниженная

10

Борис М.

4

3

Заниженная

Согласно результатам по методике №3, адекватная самооценка определена только у одного чел., завышенный уровень самооценки – у 3-х чел., заниженный уровень самооценки выявлен у 6-ти чел.

Итак, по итогам первоначальной диагностики было выявлено, что по всем 3-м диагностическим методикам количественно преобладают дошкольники с заниженной  самооценкой. Также по методике №3 отмечена большая доля дошкольников с завышенной самооценкой. Количество дошкольников с адекватной самооценкой незначительно на этом фоне.

Следовательно, требуется целенаправленная работа по формированию адекватной самооценки у дошкольников старшей группы. В целях формирования адекватной самооценки старших дошкольников и была разработана система занятий на основе работы с литературной сказкой.

имя

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Среднее значение

Елена З.

низкая

Заниженная

Заниженная

Заниженная

Роман В.

Средняя

Завышенная

Завышенная

Завышенная

Виктория Т.

низкая

Заниженная

Заниженная

Заниженная

Юлия С.

Средняя

Адекватная

Заниженная

Адекватная

Алексей О.

низкая

Заниженная

Заниженная

Заниженная

Ольга П.

высокая

Завышенная

Завышенная

Завышенная

Петр Р.

низкая

Заниженная

Заниженная

Заниженная

Василий В.

Средняя

Адекватная

Адекватная

Адекватная

Николай Л.

Средняя

Заниженная

 Заниженная

Заниженная

Борис М.

низкая

Заниженная

Заниженная

Заниженная

Исходя из данных таблицы, мы можем сделать вывод, что в данной группе следующий качественный состав – 6 детей с заниженной самооценкой, 2 человека с адекватной и 2 – с завышенной.

3.4. Контрольный этап эксперимент

          Цель – выявить динамику формирования самооценки у детей старшего   дошкольного возраста.

Результаты итоговой диагностики детей старшей группы по 1-й методике  приводятся ниже.

Похожие материалы

Информация о работе