Цель исследования на констатирующем этапе было выявить уровень сформированности самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Обратимся к анализу экспериментальных данных по методике №1 «Это Я», полученных на этапе первоначальной диагностики.
Таблица 1.
Сформированность самооценки у дошкольников по результатам методики №1 (по опроснику «Это Я»)
№№ |
Ф.И.О. |
Критерии оценки |
Уровень |
||||
социальная позиция |
идентификация с собственным Я |
оценочные суждения |
временная перспектива |
самопрезентация |
|||
1 |
Елена З. |
-+ |
- |
- + |
- + |
- |
низкий |
2 |
Роман В. |
-+ |
+ |
+ |
- + |
- + |
средний |
3 |
Виктория Т. |
- + |
- |
- + |
- + |
- |
низкий |
4 |
Юлия С. |
- + |
+ |
+ |
- + |
- + |
средний |
5 |
Алексей О. |
- + |
- |
- + |
- + |
- |
низкий |
6 |
Ольга П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
7 |
Петр Р. |
- + |
- |
- + |
- + |
- |
низкий |
8 |
Василий В. |
- + |
+ |
+ |
- + |
- + |
средний |
9 |
Николай Л. |
- + |
+ |
+ |
- + |
- + |
средний |
10 |
Борис М. |
-+ |
- |
- + |
- + |
- |
низкий |
В среднем по группе |
средний |
низкий |
средний |
средний |
низкий |
Высокий уровень самооценки по результатам данной методики мы наблюдали только у одного старшего дошкольника (Ольга П.).
Средний уровень самооценки проявился у 4-х дошкольников (Роман В., Юлия С., Василий В., Николай Л.).
Низкие показатели самооценки мы отметили у 5-ти дошкольников (Елена З., Виктория Т., Алексей О., Петр Р., Борис М.).
Обратимся к данным, полученным по 2-й методике (Методика изучения самооценки В.В.Столина и Е.Т.Соколова)
Таблица 2.
Сформированность самооценки у дошкольников по результатам методики №2
№№ |
Ф.И.О. |
№№ вопросов |
Общий балл |
Уровень самооценки |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
1 |
Елена З. |
0 |
0.5 |
0 |
0 |
0 |
0.5 |
1 |
Заниженная |
2 |
Роман В. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Завышенная |
3 |
Виктория Т. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Заниженная |
4 |
Юлия С. |
0.5 |
0 |
0 |
0.5 |
1 |
0 |
2 |
Адекватная |
5 |
Алексей О. |
0.5 |
0 |
0 |
0.5 |
0 |
0 |
1 |
Заниженная |
6 |
Ольга П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
Завышенная |
7 |
Петр Р. |
0.5 |
0 |
0 |
0.5 |
0 |
0 |
1 |
Заниженная |
8 |
Василий В. |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
Адекватная |
9 |
Николай Л. |
0.5 |
0 |
0 |
0.5 |
0 |
0 |
1 |
Заниженная |
10 |
Борис М. |
0 |
0 |
0 |
0.5 |
0 |
0.5 |
1 |
Заниженная |
По результатам 3-й методики «Три оценки» заполнена следующая таблица:
Таблица 3.
Сформированность самооценки у дошкольников по результатам методики №3 (Липкина)
№№ |
№№ учеников |
Оценка воспитателя |
Выбор оценки ребенком |
Самооценка |
1 |
Елена З. |
4 |
3 |
Заниженная |
2 |
Роман В. |
3 |
4 |
Завышенная |
3 |
Виктория Т. |
4 |
3 |
Заниженная |
4 |
Юлия С. |
3 |
4 |
Завышенная |
5 |
Алексей О. |
4 |
3 |
Заниженная |
6 |
Ольга П. |
3 |
4 |
Завышенная |
7 |
Петр Р. |
4 |
3 |
Заниженная |
8 |
Василий В. |
4 |
4 |
Адекватная |
9 |
Николай Л. |
4 |
3 |
Заниженная |
10 |
Борис М. |
4 |
3 |
Заниженная |
Согласно результатам по методике №3, адекватная самооценка определена только у одного чел., завышенный уровень самооценки – у 3-х чел., заниженный уровень самооценки выявлен у 6-ти чел.
Итак, по итогам первоначальной диагностики было выявлено, что по всем 3-м диагностическим методикам количественно преобладают дошкольники с заниженной самооценкой. Также по методике №3 отмечена большая доля дошкольников с завышенной самооценкой. Количество дошкольников с адекватной самооценкой незначительно на этом фоне.
Следовательно, требуется целенаправленная работа по формированию адекватной самооценки у дошкольников старшей группы. В целях формирования адекватной самооценки старших дошкольников и была разработана система занятий на основе работы с литературной сказкой.
имя |
Методика №1 |
Методика №2 |
Методика №3 |
Среднее значение |
Елена З. |
низкая |
Заниженная |
Заниженная |
Заниженная |
Роман В. |
Средняя |
Завышенная |
Завышенная |
Завышенная |
Виктория Т. |
низкая |
Заниженная |
Заниженная |
Заниженная |
Юлия С. |
Средняя |
Адекватная |
Заниженная |
Адекватная |
Алексей О. |
низкая |
Заниженная |
Заниженная |
Заниженная |
Ольга П. |
высокая |
Завышенная |
Завышенная |
Завышенная |
Петр Р. |
низкая |
Заниженная |
Заниженная |
Заниженная |
Василий В. |
Средняя |
Адекватная |
Адекватная |
Адекватная |
Николай Л. |
Средняя |
Заниженная |
Заниженная |
Заниженная |
Борис М. |
низкая |
Заниженная |
Заниженная |
Заниженная |
3.4. Контрольный этап эксперимент
Цель – выявить динамику формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты итоговой диагностики детей старшей группы по 1-й методике приводятся ниже.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.