Математическое моделирование и оптимизация
Объект – это часть среды, выделенная человеком с целью воздействия на него и получения желаемого результата. Объект связан со средой входными и выходными параметрами. Выходной параметр (Y) выдает информацию о состоянии объекта. Входные параметры (x1, x2, N) изменяют состояние объекта, т. е. вход – причина, выход – следствие.
Рисунок 1
Входные параметры бывают:
1. управляющие (например, x1), которые можно измерить и изменить;
2. возмущающие (например, x2), которые можно только измерить, а изменить нельзя;
3. помехи (N) – нельзя ни измерить, ни изменить.
МОДЕЛЬ – это упрощенное отображение оригинала. Модели бывают физические, описательные и математические.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ – устанавливает связь между входными и выходными параметрами в виде математического уравнения или системы уравнений.
Рассмотрим решение некоторых инженерных задач с использованием математических моделей.
1. Задача управления решается в 4 этапа:
1. Сбор информации о состоянии объекта и целях управления.
2. Анализ полученной информации.
3. Принятие решений на управление.
4. Реализация принятого решения.
Рисунок 2
,
цель управления: .
- Алгоритм уравнения
- математическая модель
АЛГОРИТМ – обратная модель объекта, т.е. для эффективного управления объектами необходимо иметь математическую модель объекта.
2. Задача обучения персонала
3 уровня обученности:
1) Знания – обучаемый может воспроизвести ранее полученные теоретические знания.
2) Умения – обучаемый умеет решать практические задачи на основе ранее полученных знаний.
3) Навыки – обучаемый, не задумываясь, «автоматически» решает практически.
Уровень знаний и умений достигается в ходе лекционных лабораторных и практических занятий. Уровень навыков может достичь многократной тренировкой. Тренировку модно осуществить на реальном объекте или тренажере. Последнее предпочтительнее по экономическим соображениям.
Для отработки моторных навыков созданы различные виды тренажеров: от механических до компьютера.
Для отработки интеллектуальных навыков нужны тренажеры – имитаторы объекта, позволяющие имитировать расчетные задачи (интеллектуальные задачи). Это можно осуществить только с использованием математических моделей объекта и компьютерной техники.
– метод проб и ошибок
– схема обучения на моделе – имитаторе
ТРЕНАЖЕР – это модель – имитатор, оснащенная системой представления информации, идентичной объекту.
Таким образом, в современных условиях обучение, повышение квалификации технологического персонала лучше всего проводить на тренажерах, в основе которых лежит математическая модель объекта.
3. Задача организации и планирования производства
Например, организация планирования производства тортов.
Материалы |
Расход на 1 кг |
Ресурс на смену |
|
Прага |
Медовый |
||
мука, кг |
0,3 |
0,5 |
50 |
маргарин, кг |
0,1 |
0,2 |
30 |
сгущ.молоко, кг |
0,2 |
0,1 |
30 |
сахар, кг |
0,4 |
- |
10 |
яйца, шт |
4 |
3 |
200 |
сода, гр |
10 |
10 |
1000 |
соль, гр |
5 |
5 |
1000 |
коньяк, кг |
0,1 |
0,15 |
25 |
масло, кг |
0,2 |
0,1 |
30 |
шоколад, кг |
0,1 |
0,1 |
10 |
мед, кг |
- |
0,4 |
30 |
1)
2) 0,3 + 0,5 50 – мука
3) 0,1 + 0,2 30 – маргарин
и т. д.
Максимальное количество тортов можно изготовить при условии, что неравенства () превратятся в равенства(=):
1 |
x=0 |
y=0 |
|
2 |
x×0,3 + y×0,5 = 50 |
y=100 |
x=160 |
3 |
x×0,1 + y×0,2 = 30 |
y=150 |
x=300 |
4 |
x×0,2 + y×0,1 = 30 |
y=300 |
x=150 |
5 |
x×0,4 = 10 |
- |
x=25 |
6 |
x×4 + y×3 = 200 |
y=66 |
x=50 |
7 |
x×10 + y×10 = 1000 |
y=100 |
x=100 |
8 |
x×5 + y×5 = 1000 |
y=200 |
x=200 |
9 |
x×0,1 + y×0,15 = 25 |
y=166 |
x=250 |
10 |
x×0,2 + y×0,1 = 30 |
y=300 |
x=150 |
11 |
x×0,1 + y×0,1 = 10 |
y=100 |
x=100 |
12 |
y×0,4 = 30 |
y=75 |
- |
4. Диагностика неисправностей и прогнозирование отказов оборудования
5. Задача исследования
Целью исследования является получение математической модели объекта, устанавливающей связь между входными и выходными параметрами, а затем получение новых знаний об объекте путем постановки опытов на модели.
Классификация математических моделей.
1. По способу построения:
а) детерминированные модели – модели, построенные на основе физико-химических законов;
б) стохастические модели – строятся с использованием экспериментно-статистических методов.
Достоинства – недостатки:
Детерминированные модели универсальны, могут быть использованы на широком классе объектов, но сложны, дорогостоящи, требуют высокой квалификации исследователя.
Стохастические модели строятся дешево и быстро, квалификация исследователя не обязательно должна быть высокая; недостаток – может использоваться только на том объекте, на котором проводился эксперимент.
2. По свойствам объекта исследования:
а) статические – выходные параметры не зависят от входных параметров, от времени;
б) динамические – процесс развивается во времени (скорость, ускорение);
в) стационарные – характеристики с течением времени не меняются;
г) нестационарные – изменяются во времени;
д) с сосредоточенными параметрами (параметры зависят от координат);
е) с распределенными параметрами.
3. По виду математических уравнений:
а) алгебраические;
б) тригонометрические;
в) интегральные;
г) дифференциальные и т.д.
4. По применению:
а) прогнозирующие модели – используются в задачах управления, где необходим прогноз при различных вариантах управления их параметрами;
б) оптимизационные модели – используются для оптимизации процесса;
в) модели-имитаторы объекта (тренажеры).
Этапы построения математической модели
1 этап – Сбор информации о целях построения модели, способах и точности ограничений по времени вычислений, полноте описаний и других характеристиках.
2 этап – Сбор информации об объекте
2 подэтапа:
1) сбор теоретических сведений об объекте,
2) сбор информации о вход - выходных параметрах объекта.
3 этап – Синтез структуры модели.
4 этап – Идентификация объекта (настройка коэффициентов модели).
5этап – Проверка адекватности модели.
6 этап – Использование модели по назначению и исследование объекта на этой моделе.
1 этап
Точность модели определяется из цели построения и измерения.
– входные параметры,
– выходные параметры (фактические).
1) – ошибка модели (абсолютная)
2) – относительная ошибка модели
3) – модульная ошибка
4) для повышения чувствительности методов настройки модели к ошибке берут квадрат этой ошибки
В зависимости от целей использования модели используют ту или иную ошибку э
Полнота описания Модель должна описывать объект структурно с заданной точностью.
Информационное подобие предполагает отображение входных и выходных параметров в том же виде, что и на реальном объекте.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.