Глава U. ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ПРИНЦИПЫ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ
Как и Европейский Союз в целом, его правовая система представляет собой сложное образование. Основным ее компонентом является право Европейского Сообщества, в которое обычно включают также учредительные договоры и правовые акты институтов ЕС, созданные в рамках ЕОУС и Евратома. Что касается правовой регламентации в рамках двух других элементов структуры Европейского Союза (общей внешней политики и политики безопасности, сотрудничества в области правосудия и внутренних дел), в настоящее время она имеет своими источниками соответствующие разделы Договора о Европейском Союзе, рассмотренными в предшествующих главах. Поэтому в последующем изложении речь пойдет о праве Европейского Сообщества, так как именно оно заключает в себе ключевые особенности и сферы регулирования в правовой системе Европейского Союза.
§ 1. Принципы права Европейского Союза
1.1. Понятие, значение и классификация принципов права ЕС
Право складывается из юридических (правовых) норм - общеобязательных правил, регулирующих поведение граждан, юридических лиц, государства и его органов в различных сферах общественной жизни. Нормы, составляющие базис всей правовой системы, определяющие основные начала правового регулирования, выступают в качестве принципов права. Принципы права в демократическом государстве закрепляются в его конституции: принцип верховенства закона, приоритета (верховенства) прав и свобод личности, принцип равенства, исключающий произвольное ограничение, дискриминацию отдельных граждан в зависимости от их социального положения, национальной, религиозной, расовой принадлежности и др. Общепризнанные принципы международного права, на основе которых развивается сотрудничество различных государств на международной арене, были закреплены в уставе ООН, Декларации о принципах международного права, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. : принцип суверенного равенства государств, неприменения силы, мирного разрешения международных споров и др.
Принципы права Европейского Союза зафиксированы в учредительных договорах, а также в решениях Европейского Суда. Именно последнему принадлежит решающая роль в разработке детальной классификации принципов права ЕС: выполняя свою задачу "обеспечивать сохранение единообразия права Сообщества" в его толковании и применении (ст. 164 Договора о ЕС), Суд сформулировал и закрепил в своих решениях систему основных начал, на которых должна функционировать и развиваться правовая система ЕС - принципы права Европейского Сообщества.
Принципы права ЕС включают две группы: принципы, определяющие юридическую силу норм и источников права ЕС, их соотношение с национальным правом государств-членов и общие принципы права.
Выше уже отмечалось, что отличительными особенностями права ЕС является его верховенство и прямое действие на территории всех стран Европейского Союза. Принципы верховенства (приоритета) и прямого действия определяют применение правил учредительных договоров и других правовых актов ЕС.
1.2. Принцип верховенства права ЕС
Принцип верховенства права ЕС означает, что правовые нормы, входящие в право, имеют приоритет перед правилами, закрепленными в законодательстве отдельного государства-члена. Данным принципом охватываются не только учредительные акты ЕС: будучи международными договорами, они в соответствии с конституционными правилами стран ЕС (большинства других стран мира, в том числе России) обладают более высокой юридической силой по сравнению с актами "внутреннего" права, закрепленными в законодательстве страны. Исключением является Великобритания, где в соответствии с традиционной доктриной "верховенства парламента" парламентский акт может изменять любую действующую в стране норму права, в том числе и ту, которая содержится в заключенном Великобританией международном договоре. Однако, вступая в Европейские сообщества в 1972 г., парламент этой страны утвердил специальный закон (Акт о Европейских сообществах), который признал принцип верховенства права ЕС и на территории Великобритании. Отныне любой правовой акт (в том числе парламентский) или его отдельные положения могут быть отменены судами этой страны как противоречащие праву ЕС.
С точки зрения правовой природы Европейского Сообщества и Союза более важной представляется другая сторона принципа верховенства права ЕС: не только учредительные договоры (которые государства подписали и ратифицировали в соответствии с действующими в них конституционными правилами), но и все другие законодательные акты ЕС (регламенты, директивы, а также постановления) обладают на территории каждой страны высшей юридической силой, даже если соответствующая страна (в лице ее представителя в Совете) голосовала против принятия данного документа. Любая юридическая коллизия, несоответствие между источником национального права и правовым актом ЕС должны разрешаться в пользу последнего.
Большой интерес представляет история появления и развития принципа верховенства права ЕС. В учредительных договорах этот принцип содержится лишь в "скрытом" виде. Так, согласно ст. 5 Договора о ЕС "государства-члены будут предпринимать все надлежащие меры ... чтобы обеспечить выполнение обязательств, вытекающих из настоящего Договора или из действий, предпринятых институтами Сообщества1''; в ст. 189 устанавливается "обязательность" для всех субъектов выполнения правил, содержащихся в регламентах, директивах и постановлениях институтов ЕС. Явное, четкое формулирование принципа верховенства и проведение его в жизнь представляет собой результат усилий Европейского Суда, который вместе с национальными судами (а также Комиссией) является главным гарантом соблюдения принципа верховенства всех правовых актов ЕС. Последние в случае сомнений в соответствии внутреннего права государства-члена праву ЕС принимают решения на основании учредительных договоров и законодательства ЕС либо обращаются в Суд с преюдициальным запросом.
Первым шагом в этом направлении явилось дело Коста 1964 г. Рассматривая запрос, представленный итальянским судом, Суд ЕС пришел к следующему выводу: "В отличие от обычных международных договоров, Договор о ЕЭС создал свою собственную правовую систему, которая...стала составной частью правовых систем государств-членов и которую их суды обязаны применять. ... Создавая Сообщество на неограниченный период времени, обладающее собственными институтами ...ив особенности реальными полномочиями, проистекающими из ограничения суверенитета или передачи компетенции от государств к Сообществу, государства-члены ограничили свои суверенные права, хотя и в отдельных сферах, тем самым создав правовую систему, которая связывает и их граждан, и их самих'1. Поэтому для государств-членов "более является невозможным, как следствие, устанавливать приоритет их самостоятельных и последующих мер над той правовой системой, которую они приняли на основе взаимности".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.