Принцип равенства, т.е. недопустимости дискриминации физических (а также юридических) лиц в зависимости от различных социальных и правовых факторов, прежде всего принадлежности к гражданству определенного государства. Данный принцип закреплен в различных статьях Договора о ЕС. Например, уже упоминавшаяся ст. 119 устанавливает принцип равенства мужчин и женщин в оплате труда; ст. 48 гарантирует равенство трудящихся всех стран ЕС в условиях найма, вознаграждения, труда и занятости независимо от места работы в пределах общего рынка. Наиболее широкое содержание имеет ст. 7 Договора о ЕС, запрещающая любую дискриминацию по соображениям национальной принадлежности (принадлежности к гражданству соответствующего государства, где человек проживает, находится, занимается предпринимательской, трудовой деятельностью). Применительно к содержанию правовых актов ЕС (а также государств-членов) принцип равенства запрещает установление необоснованных привилегий или ограничений по отношению к гражданам разных стран-членов ЕС.
Принцип субсидиарности одновременно служит принципом организации и деятельности всего Европейского Союза (см. § 1 гл. 2 ).
Процессуальные принципы: право на представление и заслушивание своей точки зрения перед изданием правоприменительного акта ЕС (например, до принятия постановления Комиссией об ограничении цен на продукцию определенного предприятия-монополиста руководство фирмы должно иметь возможность представить свои объяснения: непредоставление такой возможности будет служить основанием отмены соответствующего постановления); принцип конфиденциальности, согласно которому институты и органы Сообщества в процессе реализации своих полномочий (в частности, при проведении Комиссией расследований по фактам нарушения антимонопольного законодательства ЕС) не вправе раскрывать посторонним лицам информацию, затрагивающую частную жизнь граждан, коммерческую тайну предпринимателей без согласия последних.
§ 2. Система права ЕС
2.1. Понятие правовой системы и системы права
Понятия правовой системы и системы права неодинаковы по своему содержанию. Первое охватывает все многообразие существующих в обществе правовых явлений: правовые акты, правоприменительную практику, правовую культуру и правосознание. Система права есть его внутреннее строение, распределение действующих норм по отраслям и институтам в зависимости прежде всего от общественных отношений, которые регулирует данная (обособленная) группа юридических норм - предмета правового регулирования.
Исходя из этого признака (а также дополнительного критерия - метода правового регулирования) выделяют свыше 10 отраслей права - государственное, гражданское, уголовное, трудовое, экологическое, отрасли процессуального права и др. В системе права ЕС также можно выделить нормы многих из этих отраслей: гражданского и торгового, административного, трудового, права социального обеспечения и др.
2.2. Основные элементы (отрасли) права
Учитывая особенности устройства и компетенции ЕС, в системе права выделяются следующие комплексные отрасли:
- право экономической интеграции: правила, направленные на защиту и регулирование принципов общего рынка: свободы движения товаров, услуг, трудящихся, капиталов и платежей (см. гл. 12, 13 ).
- группы правовых норм, закрепленные в учредительных договорах, в правовых актах институтов ЕС, которыми осуществляется регулирование общественных отношений в области различных общих политик ЕС, в том числе валютно-экономической политики (см. гл. 13-15 )
- институционное право - положения, регулирующие порядок формирования, деятельности и полномочия институтов Европейского Союза (эти вопросы были рассмотрены в части II). В некоторых учебных пособиях и научных работах институционное право ЕС далее подразделяется на конституционное и административное право. Последнее включает также процессуальные нормы, связанные с обжалованием в Европейском Суде (и Суде Первой Инстанции) действий и решений институтов ЕС1.
§ 3. Источники права ЕС
Правовые нормы закрепляются в определенных формах - источниках права. Основным источником права в государствах является конституция, в соответствии с которой принимаются другие законы, другие нормативные акты органов государственной власти и местного самоуправления.
3.1. Первичное право
В Европейском Союзе функции конституции выполняют учредительные договоры ЕС, ЕОУС, Евратома, Договор о Европейском Союзе, другие акты, их изменяющие и дополняющие (Единый Европейский Акт, договоры о присоединении новых государств-членов и др.). Среди них ключевое значение имеет Договор о ЕС, который многие европейские юристы и политические деятели рассматривают в качестве конституции ЕС. "... [Учредительные] договоры представляют собой конституцию Сообщества и Союза, и именно в этом значении они могут быть лучше всего поняты'11. ((Договор [о ЕС] - это конституция Сообщества" . "Учредительные договоры .... можно рассматривать как конституцию Сообщества: они устанавливают различные органы Сообщества и наделяют их полномочиями"3. Аналогичную позицию высказал и Европейский Суд, объявивший в одном из недавних решений Договор о ЕС "конституционной хартией Сообщества, основанной на принципе верховенства
права"4.
Данная точка зрения имеет под собой серьезные политические и правовые основания: подобно конституции страны, Договоры о ЕС, ЕОУС, Евратоме и о Европейском Союзе учреждают политическую организацию с собственными властными прерогативами (Европейский Союз и сообщества), устанавливают ее компетенцию (предметы ведения и полномочия), учреждают органы власти, наделенные полномочиями принимать правовые акты и иные обязательные решения от имени Европейского Сообщества и Союза, - институты, устанавливают порядок их формирования, деятельности, полномочия. Как и конституция, Договор о ЕС и другие учредительные договоры обладают высшей юридической силой в правовой системе ЕС: все правовые акты Европейских сообществ и Союза должны издаваться на основании "конституции" ЕС и не могут ей противоречить; законы и другие решения органов государств-членов также должны соответствовать правилам Договоров о Европейских сообществах и Союзе. Наконец, аналогично конституциям большинства государств, Договоры о Европейских сообществах и Союзе требуют особого (усложненного) порядка для изменения их статей: инициатором "конституционных" поправок выступает Комиссия или правительство любого из государств-членов; затем Совет после консультации с Европарламентом и (возможно) получения заключения Комиссии принимает решение о созыве конференции представителей правительств государств-членов; одобренные конференцией (на основе консенсуса) поправки в Договор о ЕС или любой из других учредительных договоров для их вступления в силу должны быть ратифицированы всеми государствами-членами (ст. N Договора о Европейский Союзе). На этапе ратификации в большинстве стран Союза обычно проводится референдум.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.