Что касается статей Договора о ЕС, то для прямого действия права необходимо, чтобы содержащиеся в них правила были изложены ясно, в императивной форме и не были дополнительно обусловлены результатами будущей деятельности государств-членов и институтов. Если т«е статья имеет характер общего принципа или декларации, устанавливает i&mи программу деятельности институтов и государств £С> без точного и безусловного указания на конкретные права и обязанности* возникающие в этой связи у государства, граждан и юридических лиц, то обладать прямым действием она не будет. Так, статьи Договора о ЕС, устанавливающие цеЛи ЕС и отдельных общих политик (например, ст. 2, 117, посвященные целям социальной политики), не являются непосредственно действующими правилами (т.е. не предоставляют гражданам/юридическим лицам определениях субъективных прав и не накладывают на них обязанностей). Не является таковой и ст. 5 Договора, требующая от государств-членов "предпринимать все надлежащие меры общего или частного характера" для выполнения Договора о ЕС и решений институтов ЕС, а также "воздерживаться от любых мер, которые могли бы поставить под угрозу осуществление целей настоящего Договора", так как сформулирована в общих выражениях и не создает каких-либо конкретных прав для граждан Европейского Союза. Напротив, ст. 12, запрещающая государствам-членам увеличивать или вводить новые ограничения во взаимной торговле, является непосредственно действующей, так как "содержит ясный и безусловный запрет, являющийся не позитивной, а негативной обязанностью [органов государств-членов]. Более того, данную обязанность не сопровождают оговорки, ставящие ее выполнение в зависимость от принятия в рамках национального права определенных позитивных законодательных мер. Сама природа данного запрета идеально соответствует его способности порождать определенные последствия непосредственно в правовых отношениях государств-членов их субъектов [индивидуумов]"1. Другими словами, "негативная" обязанность властей всех государств общего рынка не вводить новых пошлин, не устанавливать квот, дополнительных сборов, не препятствовать иным образом свободному движению товаров через свои границы, закрепленная в ст. 12, наделяет индивидуумов (граждан и юридических лиц) "позитивным" правом требовать от государственных органов и должностных лиц не нарушать этот запрет и в случае подобного рода действий требовать их прекращения и компенсации убытков.
Прямым действием обладает и ст. 119 Договора о ЕС, гарантирующая равноправие мужчин и женщин в вопросах оплаты труда: Каждое государство-член установит на первом этапе и поддержит в дальнейшем применение принципа равной оплаты мужчин и женщин за равную работу". Данная статья содержит оговорку на переходный период строительства общего рынка. Однако Европейский Суд постановил, что после окончания первого этапа данного периода (являвшийся предметом оговорки) независимо от принятия в государствах необходимых законов, иных мер, призванных гарантировать принцип недискриминации в вопросах оплаты труда, граждане, юридические лица, выступающие в качестве работодателя, несут юридическую обязанность обеспечивать выплату мужчинам и женщинам одинаковой заработной платы за равный труд (подробнее см. § 2 гл. 15).
Аналогичные условия о "ясном и безусловном" формулировании прав и обязанностей государств и индивидуумов для придания им силы непосредственно действующего источника права действуют и в отношении директив ЕС. Применительно к директивам принцип прямого действия сопровождается дополнительными оговорками, о которых речь пойдет ниже.
1.4. Общие принципы права ЕС
Принципы верховенства и прямого действия направлены на обеспечение полной и единообразной реализации всех нормативных актов, составляющих правовую систему ЕС, соблюдение прав и обязанностей, установленных в источниках права ЕС, всеми гражданами, государственными и негосударственными организациями. Другая группа принципов, также сформулированная и закрепленная преимущественно решениями Европейского Суда, определяет содержание и порядок принятия всех правовых актов -общие принципы права ЕС.
Принцип охраны и защиты основных прав и свобод личности. Согласно ст. F Маастрихтского договора Европейский Союз "уважает основные права личности", гарантированные Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод и вытекающие из "общих конституционных традиций государств-членов". Еще ранее в систему общих принципов права ЕС данное положение было введено Европейским Судом: "Как уже подчеркивал Суд, основные права являются составной частью общих принципов права, соблюдение которых он обеспечивает. Охраняя эти права, Суд связан конституционными традициями государств-членов, и отсюда он не может поддерживать те меры, которые идут вразрез с основными правами, признанными и защищаемыми конституциями этих государств. Аналогично международные договоры по защите основных прав, в которых участвуют государства-члены, могут направлять процесс применения и толкования права Сообщества"1.
Принцип правовой определенности, ключевым элементом которого служит недопустимость придания положениям законодательства ЕС обратной силы.
Принцип пропорциональности. Заимствован из германской правовой системы. Любая обязанность или запрет, наложенные органами публичной власти (государств-членов, институтами ЕС) на граждан, не должны выходить за пределы необходимых целей принимаемых мер. Если закон или иной правовой акт устанавливает обязательства, явно не соответствующие (непропорциональные) цели его принятия, то он должен быть аннулирован2. Явное несоответствие (непропорциональность) целей правового акта предусмотренным средствам их достижения также является основанием для отмены Судом соответствующих положений правового акта или всего документа. В самом общем виде принцип пропорциональности закреплен в Учредительном договоре ЕС: "Любые действия Сообщества не должны идти далее того, что необходимо для достижения целей настоящего Договоре?^ (ст. ЗЬ).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.