Право Европейского Союза: принципы, система, источники, страница 3

Что касается статей Договора о ЕС, то для прямого действия права не­обходимо, чтобы содержащиеся в них правила были изложены ясно, в им­перативной форме и не были дополнительно обусловлены результатами будущей деятельности государств-членов и институтов. Если т«е статья имеет характер общего принципа или декларации, устанавливает i&mи программу деятельности институтов и государств £С> без точного и безус­ловного указания на конкретные права и обязанности* возникающие в этой связи у государства, граждан и юридических лиц, то обладать прямым дей­ствием она не будет. Так, статьи Договора о ЕС, устанавливающие цеЛи ЕС и отдельных общих политик (например, ст. 2, 117, посвященные целям со­циальной политики), не являются непосредственно действующими прави­лами (т.е. не предоставляют гражданам/юридическим лицам определениях субъективных прав и не накладывают на них обязанностей). Не является таковой и ст. 5 Договора, требующая от государств-членов "предприни­мать все надлежащие меры общего или частного характера" для выпол­нения Договора о ЕС и решений институтов ЕС, а также "воздерживаться от любых мер, которые могли бы поставить под угрозу осуществление целей настоящего Договора", так как сформулирована в общих выраже­ниях и не создает каких-либо конкретных прав для граждан Европейского Союза. Напротив, ст. 12, запрещающая государствам-членам увеличивать или вводить новые ограничения во взаимной торговле, является непосред­ственно действующей, так как "содержит ясный и безусловный запрет, являющийся не позитивной, а негативной обязанностью [органов госу­дарств-членов]. Более того, данную обязанность не сопровождают ого­ворки, ставящие ее выполнение в зависимость от принятия в рамках на­ционального права определенных позитивных законодательных мер. Сама природа данного запрета идеально соответствует его способности по­рождать определенные последствия непосредственно в правовых отно­шениях государств-членов их субъектов [индивидуумов]"1. Другими сло­вами, "негативная" обязанность властей всех государств общего рынка не вводить новых пошлин, не устанавливать квот, дополнительных сборов, не препятствовать иным образом свободному движению товаров через свои границы, закрепленная в ст. 12, наделяет индивидуумов (граждан и юриди­ческих лиц) "позитивным" правом требовать от государственных органов и должностных лиц не нарушать этот запрет и в случае подобного рода дей­ствий требовать их прекращения и компенсации убытков.

Прямым действием обладает и ст. 119 Договора о ЕС, гарантирующая равноправие мужчин и женщин в вопросах оплаты труда: Каждое госу­дарство-член установит на первом этапе и поддержит в дальнейшем применение принципа равной оплаты мужчин и женщин за равную рабо­ту". Данная статья содержит оговорку на переходный период строительст­ва общего рынка. Однако Европейский Суд постановил, что после оконча­ния первого этапа данного периода (являвшийся предметом оговорки) не­зависимо от принятия в государствах необходимых законов, иных мер, призванных гарантировать принцип недискриминации в вопросах оплаты труда, граждане, юридические лица, выступающие в качестве работодате­ля, несут юридическую обязанность обеспечивать выплату мужчинам и женщинам одинаковой заработной платы за равный труд (подробнее см. § 2 гл. 15).

Аналогичные условия о "ясном и безусловном" формулировании прав и обязанностей государств и индивидуумов для придания им силы непосред­ственно действующего источника права действуют и в отношении дирек­тив ЕС. Применительно к директивам принцип прямого действия сопрово­ждается дополнительными оговорками, о которых речь пойдет ниже.

1.4. Общие принципы права ЕС

Принципы верховенства и прямого действия направлены на обеспечение полной и единообразной реализации всех нормативных актов, составляю­щих правовую систему ЕС, соблюдение прав и обязанностей, установлен­ных в источниках права ЕС, всеми гражданами, государственными и него­сударственными организациями. Другая группа принципов, также сформу­лированная и закрепленная преимущественно решениями Европейского Суда, определяет содержание и порядок принятия всех правовых актов -общие принципы права ЕС.

Принцип охраны и защиты основных прав и свобод личности. Со­гласно ст. F Маастрихтского договора Европейский Союз "уважает основ­ные права личности", гарантированные Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод и вытекающие из "общих конституционных тра­диций государств-членов". Еще ранее в систему общих принципов права ЕС данное положение было введено Европейским Судом: "Как уже под­черкивал Суд, основные права являются составной частью общих принци­пов права, соблюдение которых он обеспечивает. Охраняя эти права, Суд связан конституционными традициями государств-членов, и отсюда он не может поддерживать те меры, которые идут вразрез с основными правами, признанными и защищаемыми конституциями этих государств. Аналогично международные договоры по защите основных прав, в кото­рых участвуют государства-члены, могут направлять процесс примене­ния и толкования права Сообщества"1.

Принцип правовой определенности, ключевым элементом которого служит недопустимость придания положениям законодательства ЕС об­ратной силы.

Принцип пропорциональности. Заимствован из германской правовой системы. Любая обязанность или запрет, наложенные органами публичной власти (государств-членов, институтами ЕС) на граждан, не должны выхо­дить за пределы необходимых целей принимаемых мер. Если закон или иной правовой акт устанавливает обязательства, явно не соответствующие (непропорциональные) цели его принятия, то он должен быть аннулиро­ван2. Явное несоответствие (непропорциональность) целей правового акта предусмотренным средствам их достижения также является основанием для отмены Судом соответствующих положений правового акта или всего документа. В самом общем виде принцип пропорциональности закреплен в Учредительном договоре ЕС: "Любые действия Сообщества не должны идти далее того, что необходимо для достижения целей настоящего До­говоре?^ (ст. ЗЬ).