Право Европейского Союза: принципы, система, источники, страница 5

С другой стороны, Договоры о Европейских сообществах и Союзе яв­ляются международными договорами, хотя и особого характера и значе­ния, ибо "в отличие от обычных международных договоров Договор о Европейском Сообществе создал свою собственную правовую систему" и влечет за собой "постоянное ограничение... суверенных прав" государств, ставших членами Европейского Сообщества и Союза (решение Европей­ского Суда по делу Фар Хент эн Лу 6/64). В этой связи заслуживает внима­ния следующая позиция, сочетающая в себе оба рассмотренных выше под­хода: Европейское Сообщество — это "политическое образование с собст­венным статусом, в отдельных аспектах обладающее приоритетом в отношении государств, которое имеет собственную организацию, при­нимает решения, которые должны выполняться государствами-членами и соблюдаться их гражданами. Таким образом, то, что для государств является договором, для Сообщества есть его конституция; то, что для государств есть пересмотр договора, для Сообщества является пере­смотром его конституции   .

При любой точке зрения, однако, учредительные договоры, прежде все­го Договор о ЕС, выступают основой Европейского Союза и его правовой системы. Отсюда вытекает традиционная классификация источников права ЕС на две группы: первичное и вторичное право.

3.2. Вторичное право

Источниками вторичного права ЕС выступают прежде всего акты, изда­ваемые институтами Союза в рамках их компетенции (законодательство ЕС), а также международные договоры Союза и соглашения, заключенные в рамках ЕС его государствами-членами.

Договор о ЕС наделяет институты ЕС полномочиями издавать два вида нормативно-правовых актов: регламенты и директивы. Если Договор о ЕС является "конституцией" Сообщества, то эти документы в совокупности представляют собой его "законодательство". В чем же особенности, разли­чия между этими источниками законодательства ЕС? Они вытекают преж­де всего из двух основных методов "строительства" правовой системы ЕС.

Метод унификации предполагает издание Сообществом нормативного акта прямого действия, который "замещает", "становится на место" актов внутригосударственного права, ранее регулировавших определенную об­ласть общественных отношений. Иными словами, унификация предполага­ет создание единого (унифицированного) правового режима в соответст­вующей области экономики, транспорта, культуры и т.д. Вместо различ­ных законов и подзаконных актов, действовавших в государствах-членах, отныне действует один "закон" - регламент (regulation, Verordnung). Он "предназначен для общего применения, является обязательным во всех своих частях и подлежит прямому применению во всех государствах-членах" (ст. 189 Договора о ЕС).

Вторым методом, определяющим правотворческую деятельность ин­ститутов ЕС, является метод гармонизации. Гармонизация также имеет своей целью установление единых правовых норм, регулирующих опреде­ленные экономические и иные отношения на всей территории ЕС. В отли­чие от унификации гармонизация - более "слабый" и более гибкий метод. Суть гармонизации заключается в установлении ЕС правил, направленных на сближение положений законодательных актов государств-членов в оп­ределенной области. Последние затем приводят свою нормативную базу в соответствие с "гармонизирующим" документом, закрепляют содержащие­ся, в нем правила в национальных законах, других правовых актах, само­стоятельно определяя способ и формы (источники) включения в нацио­нальную правовую систему гармонизированных норм. Гармонизация, та­ким образом, - это создание "основ законодательства", действующих через национальные законы и иные правовые акты государств-членов по их ус­мотрению. Инструментом гармонизации в ЕС служит директива (directive, Richtlinie), "обязательная для каждого государства-члена, которому она ад­ресована, в отношении ожидаемого результата, но сохраняет за националь­ными властями свободу выбора форм и методов действий" (ст. 189). Ди­ректива является нормативным актом. Принятие директивы порождает для государств ЕС обязанность привести их "внутреннее" право в соответствии с нормативными предписаниями директивы: ввести новую ставку налога, изменить стандарты, правила регистрации и деятельности банков, иных юридических лиц, запретить определенный вид деятельности, закрепить и обеспечить соблюдение на своей территории иных прав и обязанностей граждан, юридических лиц, а также органов и учреждений самого государ­ства-члена, закрепленных в директиве. Эти мероприятия государства должны осуществить в течение строго определенного времени - от не­скольких месяцев до нескольких лет (обычно год-полтора): в директиве четко устанавливается срок, к моменту окончания которого нормы нацио­нального права государств-членов должны быть гармонизированы соглас­но положениям директивы.

Степень гармонизации, сближения правовых норм, действующих в го­сударствах-членах Европейского Союза, может быть различна. Весьма часто положения директив, издаваемых ЕС, детально регламентируют со­ответствующие вопросы, и национальным парламентам, другим право­творческим органам стран ЕС остается лишь воспроизвести эти положения во внутреннем законодательстве. В последние годы, однако, институты ЕС чаще придерживаются стратегии "минимальной гармонизации": в дирек­тиве закрепляются только общие, основные начала регулирования опреде­ленной сферы общественной жизни, а государства получают возможность развивать, дополнять эти правила с учетом особенностей страны. В неко­торых случаях "минимальная гармонизация" прямо предписывается учре­дительными договорами. Так, директивы, изданные Советом в области охраны окружающей среды, не должны препятствовать "каждому государст­ву-члену сохранять или вводить более строгие защитные меры", устанав­ливать более высокие требования к охране природы, чем те, которые уста­новлены директивой (ст. 130t Договора о ЕС). В то же время в соответст­вии с принципом верховенства права ЕС с истечением установленного срока все законодательные акты (а также правоприменительная практика) в государствах должны соответствовать предписаниям директивы, не мо­гут им противоречить.