С другой стороны, Договоры о Европейских сообществах и Союзе являются международными договорами, хотя и особого характера и значения, ибо "в отличие от обычных международных договоров Договор о Европейском Сообществе создал свою собственную правовую систему" и влечет за собой "постоянное ограничение... суверенных прав" государств, ставших членами Европейского Сообщества и Союза (решение Европейского Суда по делу Фар Хент эн Лу 6/64). В этой связи заслуживает внимания следующая позиция, сочетающая в себе оба рассмотренных выше подхода: Европейское Сообщество — это "политическое образование с собственным статусом, в отдельных аспектах обладающее приоритетом в отношении государств, которое имеет собственную организацию, принимает решения, которые должны выполняться государствами-членами и соблюдаться их гражданами. Таким образом, то, что для государств является договором, для Сообщества есть его конституция; то, что для государств есть пересмотр договора, для Сообщества является пересмотром его конституции .
При любой точке зрения, однако, учредительные договоры, прежде всего Договор о ЕС, выступают основой Европейского Союза и его правовой системы. Отсюда вытекает традиционная классификация источников права ЕС на две группы: первичное и вторичное право.
3.2. Вторичное право
Источниками вторичного права ЕС выступают прежде всего акты, издаваемые институтами Союза в рамках их компетенции (законодательство ЕС), а также международные договоры Союза и соглашения, заключенные в рамках ЕС его государствами-членами.
Договор о ЕС наделяет институты ЕС полномочиями издавать два вида нормативно-правовых актов: регламенты и директивы. Если Договор о ЕС является "конституцией" Сообщества, то эти документы в совокупности представляют собой его "законодательство". В чем же особенности, различия между этими источниками законодательства ЕС? Они вытекают прежде всего из двух основных методов "строительства" правовой системы ЕС.
Метод унификации предполагает издание Сообществом нормативного акта прямого действия, который "замещает", "становится на место" актов внутригосударственного права, ранее регулировавших определенную область общественных отношений. Иными словами, унификация предполагает создание единого (унифицированного) правового режима в соответствующей области экономики, транспорта, культуры и т.д. Вместо различных законов и подзаконных актов, действовавших в государствах-членах, отныне действует один "закон" - регламент (regulation, Verordnung). Он "предназначен для общего применения, является обязательным во всех своих частях и подлежит прямому применению во всех государствах-членах" (ст. 189 Договора о ЕС).
Вторым методом, определяющим правотворческую деятельность институтов ЕС, является метод гармонизации. Гармонизация также имеет своей целью установление единых правовых норм, регулирующих определенные экономические и иные отношения на всей территории ЕС. В отличие от унификации гармонизация - более "слабый" и более гибкий метод. Суть гармонизации заключается в установлении ЕС правил, направленных на сближение положений законодательных актов государств-членов в определенной области. Последние затем приводят свою нормативную базу в соответствие с "гармонизирующим" документом, закрепляют содержащиеся, в нем правила в национальных законах, других правовых актах, самостоятельно определяя способ и формы (источники) включения в национальную правовую систему гармонизированных норм. Гармонизация, таким образом, - это создание "основ законодательства", действующих через национальные законы и иные правовые акты государств-членов по их усмотрению. Инструментом гармонизации в ЕС служит директива (directive, Richtlinie), "обязательная для каждого государства-члена, которому она адресована, в отношении ожидаемого результата, но сохраняет за национальными властями свободу выбора форм и методов действий" (ст. 189). Директива является нормативным актом. Принятие директивы порождает для государств ЕС обязанность привести их "внутреннее" право в соответствии с нормативными предписаниями директивы: ввести новую ставку налога, изменить стандарты, правила регистрации и деятельности банков, иных юридических лиц, запретить определенный вид деятельности, закрепить и обеспечить соблюдение на своей территории иных прав и обязанностей граждан, юридических лиц, а также органов и учреждений самого государства-члена, закрепленных в директиве. Эти мероприятия государства должны осуществить в течение строго определенного времени - от нескольких месяцев до нескольких лет (обычно год-полтора): в директиве четко устанавливается срок, к моменту окончания которого нормы национального права государств-членов должны быть гармонизированы согласно положениям директивы.
Степень гармонизации, сближения правовых норм, действующих в государствах-членах Европейского Союза, может быть различна. Весьма часто положения директив, издаваемых ЕС, детально регламентируют соответствующие вопросы, и национальным парламентам, другим правотворческим органам стран ЕС остается лишь воспроизвести эти положения во внутреннем законодательстве. В последние годы, однако, институты ЕС чаще придерживаются стратегии "минимальной гармонизации": в директиве закрепляются только общие, основные начала регулирования определенной сферы общественной жизни, а государства получают возможность развивать, дополнять эти правила с учетом особенностей страны. В некоторых случаях "минимальная гармонизация" прямо предписывается учредительными договорами. Так, директивы, изданные Советом в области охраны окружающей среды, не должны препятствовать "каждому государству-члену сохранять или вводить более строгие защитные меры", устанавливать более высокие требования к охране природы, чем те, которые установлены директивой (ст. 130t Договора о ЕС). В то же время в соответствии с принципом верховенства права ЕС с истечением установленного срока все законодательные акты (а также правоприменительная практика) в государствах должны соответствовать предписаниям директивы, не могут им противоречить.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.