Рекомендации, заключения, а также иные документы, принимаемые институтами ЕС и содержащие программы будущих действий, предложения и инициативы - так называемые акты особого рода (sui generis - белые документы), резолюции и т.д. - не имеют обязательной юридической силы, не являются источниками права ЕС и не входят в правовую систему ЕС.
Помимо нормативных актов, принимаемых институтами ЕС, к источникам права ЕС (и Европейский Союза в целом) относятся также нормативные договоры:
- международные договоры, заключаемые Европейским Сообществом и Союзом с "третьими" странами и международными организациями, в том числе договоры, в которых одной стороной выступают совместно Европейский Союз (Сообщество) и государства-члены (например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом 1994 г., Соглашение о Европейском экономическом пространстве, вступившее в силу в 1993 г.);
- соглашения и конвенции, заключаемые в рамках Европейского Союза всеми или отдельными государствами-членами (например, Конвенция о юрисдикции и выполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1968 г., Конвенция ЕЭС о праве, применимом к контрактным обязательствам). Такие соглашения государства-члены, как правило, заключают по вопросам, не входящим в компетенцию (институтов) ЕС. В частности, ст. 220 Договора о ЕС предусматривает вступление стран ЕС в переговоры и заключение соглашений по вопросам защиты прав личности, устранения двойного налогообложения, взаимного признания компаний и фирм, упрощения формальностей, связанных с признанием и исполнением судебных и арбитражных решений. Заключение договоров между странами Европейского Союза является основным правовым средством осуществления мероприятий в рамках сотрудничества в области правосудия и внутренних дел (ст. К.З Договора о Европейском Союзе).
Регламенты, директивы, а также другие источники вторичного права ЕС публикуются в "Официальном журнале Европейских сообществ", который издается на официальных языках всех государств-членов (за исключением ирландского). Тексты нормативных актов ЕС, опубликованные в "Официальном журнале" на различных языках, являются аутентичными и имеют одинаковую юридическую силу.
3.3. Решения Европейского Суда (прецедентное право)
Особую категорию источников права Европейского Союза образуют решения Европейского Суда. Особую потому, что, аналогично регламентам, директивам, содержащиеся в них правила исходят от одного из институтов ЕС, действующего на основании и в соответствии с положениями Договора. С другой стороны, решения Суда нельзя безусловно относить к вторичному праву: формально, согласно Договору о ЕС и другим "конституционным" актам Европейского Союза, Европейский Суд не является правотворческим органом, его задача - обеспечивать "сохранение единообразия права Сообщества при толковании и применении настоящего Договора" (ст. 164 Договора о ЕС). Однако Суд не ограничивается ролью только правоохранительного органа ЕС: содержащиеся в его решениях по делам прямой и преюдициальной юрисдикции правила толкования, интерпретации учредительных договоров (первичного права), правил законодательства ЕС и других норм вторичного права ЕС фактически это новые правовые нормы, устанавливающие принципы и другие важные правила деятельности государств-членов, институтов, граждан и юридических лиц Европейского Союза (см. § 4 гл. 7). Таким образом, формально не являясь правотворческим органом, Европейский Суд за более чем 40 лет своего существования создал обширную систему правовых норм Сообщества, составляющую прецедентное, или "судейское" право, которое дополняет и развивает как первичное, так и вторичное право ЕС. Суд внес и продолжает вносить существенный вклад в развитие европейской интеграции, укрепление и расширение компетенции Европейского Союза, совершенствование его правовой системы. В этом своем качестве Европейский Суд можно сравнить с Верховным Судом США, более 200 лет обеспечивающим единство и преобразование к изменяющимся условиям общественной жизни правовой системы США и ее "ядра" - Конституции 1787 г.
В настоящей главе были рассмотрены главные начала устройства и правовой системы Европейского Союза: Принципы, источники, система. Чтобы получить целостное представление 0 праве ЕС, необходимо ознакомление с конкретными сферами правового регулирования в Европейском Союзе. Именно этим вопросам посвящены следующие главы, из которых читатель узнает о содержании положений Договора о ЕС, правовых актов институтов и иных источников пра&а ЕС (в том числе правовых норм, закрепленных в решениях Суда), охраняющих и регламентирующих различные аспекты общего рынка и общих политик ЕС. Ввиду многочисленности действующих норм и источников европейского права все их в рамках одной книги рассмотреть невозможно, поэтому были выбраны наиболее разработанные, существенные в правовой системе ЕС и представляющие, возможно, наибольший интерес лця российского читателя разделы права ЕС: принципы общего рынка и их правовая охрана ("право экономической интеграции"), юридические асПеКты социальной, транспортной, антимонопольной политик ЕС, включу новый, привлекающий большое внимание в России, вопрос о механизме создания экономического и валютного союза, единой валюты ЕС. Как Теоретический, так и практический интерес вызовет рассмотрение проблемы регулирования в праве ЕС и национальных правовых системах государств-членов отношений собственности, правил учреждения и деятельности Новых организационно-правовых форм "европейских" юридических лиц, вопросов авторского права и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.