Отсюда и следует итоговое заключение, содержащее главную идею принципа верховенства права ЕС: "Правовой акт, принимаемый на основании Договора [о ЕС], есть самостоятельный источник права, и он ввиду его специальной и особой природы не может быть отменен внутригосударственными правовыми положениями в любой форме. Иначе нарушается его характер как части права Сообщества и ставится под сомнение правовой базис существования самого Сообщества"1.
Спустя 6 лет Европейский Суд предпринял следующий шаг, постановив, что даже утверждения о якобы имеющемся противоречии нормы права ЕС, закрепленном в конституциях государств-членов, основным правам иска не могут поставить под сомнение "законность или юридическую силу решения Сообщества"1.
Но самое четкое, последовательное определение принципа верховенства права ЕС содержится в решении Европейского Суда по делу Симмен-таль, в котором также затрагивается и принцип прямого действия права ЕС: предписания права Сообщества должны быть полностью и единообразно выполнены во всех государствах-членах с момента их вступления в силу и до тех пор, пока они являются действующими. ... Национальный суд как орган государства-члена имеет своей задачей защищать в пределах своей юрисдикции права, предоставленные индивидуумам правом Сообщества. ...В соответствии с принципом приоритета права Сообщества, соотношение между положениями Договора [о ЕС] и непосредственно действующими предписаниями институтов, с одной стороны, и национальным правом, с другой, является именно таковым, что р момента вступления в силу данных положений [права ЕС] они не только автоматически лишают юридической силы любую противоречащую им норму национального права,... но и препятствуют изданию обладающих правовой силой новых национальных законодательных актов, не соответствующих предписаниям Сообщества"2.
Европейский Суд отверг позицию итальянского правительства и Конституционного Суда этой страны, что суды в процессе разрешения дел не вправе отказываться применять законы своей страны, не соответствующие изданным ранее законодательным актам ЕС, и обязаны в этом случае обратиться в Конституционный суд соответствующей страны. Напротив, Суд ЕС, установив, что данный взгляд "несовместим с принципом верховенства права Сообщества, который является существенным элементом правопорядка Сообщества", в своем решении обязал суды государств-членов во всех случаях расхождений между правовыми нормами ЕС и входящих в него государств руководствоваться первыми. При этом не требуется ожидать отмены соответствующих национальных правил парламентом или Конституционным судом государства-члена.
Относительно недавно, в 1990 г., Европейский Суд предпринял еще один важный шаг в обеспечении утверждения на всей территории ЕС приоритета правовых норм, закрепленных в Договоре и актах институтов ЕС. В своем решении по делу Франкович Суд признал, что каждый гражданин или юридическое лицо, которое понесло ущерб от невыполнения соответствующим государством предписаний ЕС, имеет право на компенсацию этого ущерба, и соответственно "государства-члены обязаны выплатить компенссщию за ущерб, причиненный индивидуумам нарушением права Сообщества, за которое они несут ответственность"1. Последнее решение Европейского Суда вызвало особенно сильную критику национальных властей и политиков государств-членов, некоторые из которых обвинили Суд в превышении своей компетенции, неправильном толковании и применении положений Учредительного договора.
1.3. Принцип прямого действия права ЕС
Принцип прямого действия права ЕС, как и принцип верховенства, в наиболее полной последовательной форме установлен решениями Европейского Суда. Данный принцип является главным отличием права ЕС от международного права, нормы которого регулируют прежде всего отношения государств и международных организаций. В одаюм из своих первых (и наиболее знаменитом) решений в деле Фар Хент эн Лу Европейский Суд постановил, что "независимо от законодательства государств-членов право Сообщества... не только накладывает обязанности на индивидуумов, но и способно наделять их правами, которые становятся составной частью их правового статуса "2.
Вместе с тем принцип прямого действия права ЕС имеет ряд ограничений, причем свои для каждого вида документа, в котором закреплены соответствующие нормы права Сообщества, и характера изложения самих норм.
Регламенты, принимаемые институтами ЕС, являются актами прямого действия: с момента утверждения Советом (Комиссией, Советом совместно с Европарламентом) и вступления в силу любого регламента ЕС содержащиеся в нем положения становятся непосредственно действующим правом на всей территории Европейского Союза, обязательными как для государств-членов, так и для индивидуумов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.