fст = 0,05 м – статический прогиб рессорного подвешивания для тележки ЦНИИ-Х3.
Рg = 214,21 • 0,282 = 60,41 кН
Вертикальная составляющая от сил инерции при торможении или ударе в автосцепку:
(3)
Принимаем Ри = 247, 45 кН как максимальную силу.
NI = 3,5 •106 Н – норма продольного усиления, принимаемая в расчетах по I режиму;
NIII - 106 Н – норма продольного усиления, принимаемая в расчетах по III режиму;
Рбр.к = mбрк • g = 83640 • 9,81= 820, 51 •103 Н – сила тяжести где mбрк = 83640 кг – масса кузова вагона;
Рт = mт • g = 4680 кг • 9,81м/с2 = 45,91 •103 Н – сила тяжести тележки ЦНИИ-Х3 где mт = 4680 кг – масса тележки;
hцт = 2 + 0,475 – 0,188 – 0,12 = 2,167 м – высота от опорной плоскости нижней балки проема тележки до центра масс кузова;
2 l = 12,24 м – база вагона;
m1 = 2 – число параллельно нагруженных рам под одним концом вагона.
Вертикальная составляющая от действия центробежной и ветровой нагрузок
(4)
где Нц ≈ ηип • Рст = 0,075 • 214,21 = 16,07 • 103 Н – центробежная нагрузка,
действующая на раму;
ηип = 0,075 – коэффициент, учитывающий непогашенную центробежную силу в кривых участках пути с учетом возвышения наружного рельса;
2b2 = 2,036м – расстояние между серединами шеек оси или точками дополнительного загружения и разгружения продольных осей боковых рам;
m3 = 2 – количество боковых рам, расположенных с одной стороны вагона;
Нв = ω • F = 500 • 53,4 = 26,7• 103 Н – ветровая нагрузка, действующая на раму, где ω = 500 Н/м2, F = 53,4 м2;
– высота от опорной плоскости нижней балки проема тележки до центра приложения ветровой нагрузки.
Определим общую нагрузку:
Р = Рст + Рg + Ри + Рб (5)
Р = 21,21 + 60,41 + 247,45 + 26,08 = 548,15 кН
Изобразим боковую раму тележки и укажем размеры ее поперечных сечений в нескольких местах:
Симметричность конструкции на рис. 1 и загружения относительно поперечной вертикальной плоскости, проходящей через середину рамы позволяет рассматривать одну половину рамы, которая будет 5 раз статически неопределенной.
Расчет произведем методом сил:
δ11 • х1 + δ12 • х2 + δ13 • х3 + δ14 • х4 + δ15 • х5 + ∆1р = 0;
δ21 • х1 + δ22 • х2 + δ23 • х3 + δ24 • х4 + δ25 • х5 + ∆2р = 0;
δ31 • х1 + δ32 • х2 + δ33 • х3 + δ34 • х4 + δ35 • х5 + ∆3р = 0; (6)
δ41 • х1 + δ42 • х2 + δ43 • х3 + δ44 • х4 + δ45 • х5 + ∆4р = 0;
δ51 • х1 + δ52 • х2 + δ53 • х3 + δ54 • х4 + δ55 • х5 + ∆5р = 0;
где δ11, δ12 ….. δ55 - коэффициенты системы уравнений;
∆1р, ∆2р …….. ∆5р – свободные члены.
Коэффициенты и свободные члены находим перемножением соответствующих единичных эпюр М1 , М2 , М3 , М4 , М5 и эпюры Мg.
Для выполнения коэффициентов и грузовых членов эпюры изгибающих моментов и поперечных и нормальных сил от неизвестных силовых факторов, равных выбранной единицы и внешней нагрузки.
Далее вычислим характеристики каждого из указанных на рис. 1 сечений:
Jz – момент инерции сечения относительно оси z;
Wz – момент сопротивления сечения относительно оси z;
F – площадь сечения стержня.
Сечение 1-1:
Jz = 280,41 см2 ; Wz = 52,41 см3; F = 51,12 см2
Сечение 2-2,(3-3):
Jz = 222 см4 ; Wz = 39,57 см3; F = 38,87 см2
Сечение 4-4:
Jz = 3891,3 см4 ; Wz = 533,79 см3; F = 84,52 см2
Сечение 5-5:
Jz = 283,28 см4 ; Wz = 52,65 см3; F = 52,02 см2
Коэффициенты системы канонических уравнений последовательно будем определять по формуле:
(7)
где Е = 2,06 • 104 кН/см2 – модуль упругости для стали.
δ11 = 0,472; δ24 = δ42 = 60,89; ∆1Р = 197,96;
δ12 = 2,42; δ25 = δ52 = 34,43; ∆2Р = 10238,39;
δ13 = δ31 = - 0,09; δ33 = 0,3; ∆3Р = - 919,73;
δ14 = δ41 = 3,056; δ34 = δ43 = - 9,39; ∆4Р = 3035,44;
δ15 = δ51 = 1,834; δ35 = δ53 = - 2,64; ∆5Р = - 1615,15.
δ21 = δ51 = 2,42; δ44 = 34,75;
δ22 = 62,8; δ45 = δ54 = 57,40;
δ23 = δ32 = - 1,42; δ55= 46,35;
Подставим найденные коэффициенты и свободные члены в систему уравнений и получаем систему уравнений следующего вида:
0,47 х1 + 2,42 х2 + (-0,09) х3 + 3,056 х4 + 1,84 х5 + 197,96 = 0;
2,42 х1 + 62,8 х2 + (-1,42) х3 + 60,89 х4 + 34,43 х5 + 10238,39 = 0;
- 0,09 х1 + (-1,42) х2 + 0,3 х3 + (-9,39) х4 + (-2,64) х5 – 919,73 = 0;
3,056 х1 + 34,43 х2 + (-9,39) х3 + 34,75 х4 + 57,40 х5 +3035,44 = 0;
1,84 х1 + 34,43 х2 + (-2,64) х3 + 57,4 х4 + 46,35 х5 – 1615,15 = 0.
Решая систему уравнений получим:
х1 = 281,9; х2 = - 251,81; х3 = 1063; х4 = - 160,9; х5 = 470,49.
Имея эпюры изгибающих моментов нормальных и поперечных сил определим напряженное состояние рамы в наиболее опасных сечениях и дадим оценку прочности рамы.
Для стали 20 ГФЛ, из которой обычно отливают боковые рамы предел текучести составляет δт = 314 мПа, тогда допускаемое нормальное напряжение для сечений рамы будет выражено как [δ] = 0,9 δт = 0,9 • 314 = 283 мПа и допускаемое напряжение среза будет выражено как [τ] = 0,5 δт = 0,5 • 314 = 157 мПа.
Условие прочности для рамы тележки имеет вид:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.