РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Нижегородский филиал
Кафедра «Нетяговый подвижной состав»
Курсовой проект
по дисциплине:
«Конструирование и расчет вагонов»
по теме:
«Четырехосный крытый грузовой вагон»
0360-пВ-1067.КРВ.КП.00.00.01.
_______________
(отметка о зачёте)
Рецензент: Студент:
___________ (Шилов М.В.) ___________ (Мыцков А.В.)
(подпись) (подпись)
______________________ ____________________
(дата) (дата)
Нижний Новгород 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| 1 | Исходные данные и задание на проектирование | 2 | 
| 2 | Назначение и роль проектируемого вагона в системе грузооборота страны | 4 | 
| 3 | Расчетная часть | 5 | 
| 3.1. | Выбор технико-экономических параметров вагона | 5 | 
| 3.2. | Определение линейных размеров вагона | 5 | 
| 3.3. | Выбор прототипа для проектирования и уточнение линейных размеров вагона | 6 | 
| 3.4. | Проверка вписывания вагона в габарит | 6 | 
| 4 | Подбор параметров конструкций частей вагона | 10 | 
| 5 | Расчет на прочность оси колесной пары | 13 | 
| 6 | Расчет на прочность боковой рамы тележки ЦНИИ-Х3 на вертикальную нагрузку | 22 | 
| 7 | Анализ технико-экономических показателей спроектированного четырехосного крытого вагона | 28 | 
| Список литературы | 30 | 
1
2 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ КРЫТОГО ЧЕТЫРЕХОСНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА
- колея 1520 мм;
- габарит по ГОСТ 9238;
- нагрузка от оси на рельсы до 23,25 тс;
- скорость движения 33 м/с;
- автосцепка СА-3;
- тележки типовые ЦНИИ-Х3 с буксами на подшипниках качения;
- тормоз автоматический и ручной;
- рычажная передача с авторегулятором;
- режимный переключатель, выведенный на обе стороны вагона;
- грузоподъемность вагона 67 т.
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Разработать курсовой проект четырехосного крытого грузового вагона.
При разработке учесть конструктивные особенности:
а) обрешетка кузова вагона металлическая, сварной конструкции с обшивкой из металла
б) крыша вагона металлическая или из листов высокопрочных алюминиевых сплавов, на крыше предусмотрены люки для загрузки зерна;
в) вагон должен иметь:
- боковые двери, обеспечивающие перевозку зерна без применения хлебных щитов;
- запоры дверей, исключающие применение проволочных закруток;
- четыре зерновых верхних люка;
- две разделки в крыше для печных труб;
- типовое несъемное настенное оборудование, применяемое для людских перевозок;
г) прочность и устойчивость вагона, его узлов и деталей должны отвечать действующим нормам расчета и проектирования для вагонов железных дорог колеи 1520 мм.
2 НАЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЧЕТЫРЕХОСНОГО КРЫТОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА В СИСТЕМЕ ГРУЗООБОРОТА СТРАНЫ
Данный вагон предназначен для перевозки штучных, тарно-штучных, насыпных, пакетных грузов, требующих укрытия и защиты от атмосферных осадков, а так же может использоваться для перевозки людей, сопровождающих или охраняющих грузы. Четырехосный крытый грузовой вагон является универсальным, поэтому его кузов обязательно должен иметь боковые раздвижные двери, обеспечивающие перевозку зерна и других насыпных грузов без применения щитов; боковые люки с вентиляционными решетками крышками; верхние люки для погрузки насыпных грузов. Дверные проемы боковых дверей должны позволять производить погрузочно-разгрузочные операции с использованием универсальных автопогрузчиков. Для людских перевозок вагон должен иметь две разделки в крыше для печных труб и типовое несъемное оборудование.
Роль крытых грузовых вагонов в системе грузооборота страны огромна: перевозочная работа в вагонах такого типа, отнесенная к общему грузообороту в вагонах составляет 32,8%, для обязательных грузов и 42,8 % для возможных грузов.
3 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Выбор технико-экономических параметров.
Определяем необходимый геометрический полный объем кузова по формуле:
V = P Vуд.опт , (1)
где, P – грузоподъемность вагона, тс;
Vуд.опт = 2,1 м3/тс – удельный оптимальный объем кузова.
V = 67 • 2,1 = 140, 7 м3.
3.2. Определение линейных размеров кузова вагона.
Исходя из геометрического полного объема кузова рассчитаем внутреннюю длину вагонного кузова по формуле:
                                                    
 ,                                                         
(2)
,                                                         
(2)
где, Fк – площадь поперечного сечения кузова, заполняемая грузом, м2.
Определим Fк исходя из внутренней ширины 2 Ввн и внутренней высоты кузова вагона Нвн, которые целесообразно принимать максимальными в пределах принятого габарита подвижного состава и учитывая, что внутренняя ширина кузова не должна превышать 2760 мм.
Принимаем для проектирования габарит 1-ВМ (О-Т).
Определим Нвн:
Нвн = 3200 мм;
2 Ввн = 2760 мм,
тогда
Fк = 2 Ввн • Нвн , (3)
Fк = 2,76 • 3,2 = 8,84 м2.
По формуле (2) определяем внутреннюю длину кузова вагона:

3.3. Выбор прототипа для проектирования вагона и уточнение линейных размеров.
По предварительно определенным параметрам P, V, Hвн, 2Ввн, 2Lвн принимаем прототип для проектирования четырехосный крытый металлический вагон с уширенными дверными проемами модели 11-260 производства ОАО «Алтайвагон», имеющий следующие параметры [2, стр8]:
- габарит по ГОСТ 9238 – 1ВМ (О-Т);
- полный объем кузова – V = 140 м3;
- внутренняя ширина кузова – 2Ввн = 2770 мм;
- внутренняя длина кузова - 2Lвн = 15600 мм;
- максимальная высота кузова внутри – Hmax вн= 3388 мм;
- высота кузова внутри по боковой стене – Нвн.б.с = 3050 мм;
- полная высота вагона – Н = 4674 мм;
- база вагона 2L – 12240 мм;
- масса вагона mт – 26 т;
- грузоподъемность вагона Р – 67 т;
- количество осей вагона m0 – 4;
- нагрузка от оси колесной пары на рельсы Р0 – 228 кН;
- полная ширина вагона 2В – 3260 мм;
- длина вагона по концевым балкам рамы 2L – 15750 мм;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.