Об этом же говорил и Ярузельский, сравнивая данный кризис с событиями начала 80-х годов: «…теперь мы стремимся выходить из него без использования силы, без пролития крови. Ведь нельзя бесконечно идти таким путём, при котором росла бы брешь между нами и рабочим классом, которую когда-либо, может быть, ничем уже не удастся закрыть... Мы не можем вести себя волюнтаристски и будем стремиться преодолевать возникающие трудности цивилизованным образом. Ищем способ нормального функционирования государства и партии».[46] В итоге руководство ПОРП пошло политическим путем и начало переговоры с представителями оппозиции, сгруппировавшейся вокруг Л. Валенсы.
Следует отметить, что М. Раковский, ещё формируя правительство, предлагал четырём в определённой мере связанным с оппозицией людям войти в его состав, но получил отказ. Они бы только скомпрометировали себя. Дело в том, что общество не только потеряло доверие к ПОРП и к коммунистическому режиму, который отождествлялся с этой партией, но и веру в саму возможность обновления социализма под их руководством.
Путь к «круглому столу» открыли решения Х пленума ЦК ПОРП (декабрь 1988 г., февраль 1989 года).[47] После жёсткого столкновения в ходе его работы между консерваторами и реформаторами, под угрозой отставки всей верхушки партии политический курс реформаторов получил поддержку членов ЦК. Дело в том, что Ярузельский был единственным партийным деятелем, с которым считалась и оппозиция, и церковь, и Запад. Поэтому члены ЦК и проголосовали за вотум доверия руководству партии и приняли резолюцию о проведении «круглого стола». Принятый документ содержал, помимо всего прочего, положения о необходимости и возможности включения в политическую систему конструктивной оппозиции. Решение это было весьма своевременным, поскольку, согласно опросам, 78% населения выступало за легализацию «Солидарности».[48]
Ещё с 27 января начинаются закулисные переговоры, а с 6 февраля по 5 апреля официально открывается работа «круглого стола». Участниками его стали представители реформаторского крыла ПОРП, умеренной части оппозиции, Всепольского соглашения профсоюзов (ВСПС – с 1984 г.), другие партии, представители Сейма и правительства и др. Партаппарат в основном был от этих переговоров отстранён. Менялись цели переговоров – менялись участники. В разных формах его работы приняли участие 452 человека.[49] Неизменным оставался лишь Лех Валенса: за ним стояли легенда и массовая поддержка. Но на нём же лежали риск и ответственность за исход переговоров. Две основные стороны представляли ПОРП и «Солидарность», а представители церкви (третья сторона) играли роль морального гаранта соглашений, хотя их симпатии и были на стороне оппозиции.
Правящая коалиция стремилась сделать оппозицию ответственной за дела в государстве и экономике при сохранении своего контроля за ходом общественных процессов, оппозиция же хотела получить как можно больше контроля за деятельность власти. План выхода страны из кризиса не обсуждался, т.к. таковым ни одна из сторон не обладала. Заключительное заседание состоялось 5 апреля 1989 г. Подписанные в ходе его работы соглашения предусматривали политические и экономические преобразования в рамках демократического социализма, проводимые эволюционным мирным путём.
Одной из первых реформ должна была стать реализация принципа профсоюзного и общественного плюрализма – прежде всего легализация «Солидарности», что и произошло 17 апреля 1989 г. Этим актом руководители ПОРП стремились прекратить забастовки, а также обеспечить стабильность системы, укрепить положение партии как мотора перемен и проводника национального согласия. Это было особенно важно, т.к. теперь официально признавались права политической оппозиции на легальную деятельность. По этому поводу Ярузельский замечал: «Партия должна восстановить свою политическую мускулатуру, доказать в прямом состязании своё право на руководство».[50] А включение оппозиции в структуры управления должно было обеспечить легитимность власти и перенести разрешение конфликтов с предприятий в парламент, т.е. сделать конфликт управляемым. Соответственно, требовалось изменить подход к формированию и функциям законодательной и исполнительной власти.
Были объявлены частично свободные выборы в Сейм (решено, что через 4 года они будут свободными полностью): 38% мест закреплялось за ПОРП (вместе со своими союзниками – ОКП и ДП – 65%), а на 35% мест выборы были свободными.[51] Кроме того, вводилась верхняя палата парламента – Сенат (Senat, уже существовал в Польше до 1946 г.), в который выборы были полностью свободными. Правда, Сенату были предоставлены функции только совещательного органа: выработка мнения по проектам экономических, финансовых планов и гос. бюджета, а также законов и постановлений; право внесения поправок или же отклонения их (большинством в 2/3). В Сенат избиралось 100 человек на срок полномочий Сейма. Сейм (Sejm, нижняя палата) должен был состоять из 460 депутатов, избранных на 4 года, он являлся высшим законодательным органом.[52] Поэтому Сейму было предоставлено право утверждать национальные социально-экономические планы, бюджет, контролировать деятельность органов государственной власти, в том числе назначать и отзывать правительство или отдельных его членов по предложению председателя Совета министров или же по собственной инициативе с согласия президента. Введение этого поста было основным новшеством, хотя Польша уже знала 5 президентов в своей истории (первый, Габриэль Нарутович, был избран в 20-х годах XX в.).[53] Теперь, после 37-летнего периода (институт президентства ещё сохранялся в 1947-52 годах в духе мартовской Конституции 1921 г.), эта должность вводилась вновь.[54] Дело в том, что как раз договорённости о создании верхней палаты парламента — Сената и о введении поста президента страны, дополняя и уравновешивая друг друга, обеспечили компромисс сторон: правительство согласилось на избрание в Сенат депутатов посредством всеобщих выборов, а оппозиция согласилась с тем, что первым президентом Польши должен быть представитель правительственного лагеря (было оговорено, что на этот пост будет избран Ярузельский), т.е. президент являлся гарантией преемственности власти ПОРП. Этим определялся и характер полномочий, предоставленных ему.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.